Выставка Recycle Group «New Nature» — портал в дополненную реальность
Продолжаем цикл статей про AR-технологии и современных художников, творящих в формате дополненной реальности. Рассказываем о творческом дуэте Recycle Group и выставке в Санкт-Петербурге на тему вечной жизни в сети
Все пользователи приложения МТС Live могут приобрести билет на эксклюзивные события выставки от Recycle Group в «Манеже»: групповой тур по смотру, арт-медиацию, детский завтрак, экскурсию после закрытия музея.
С 23 по 25 сентября в рамках выставки Recycle Group в ЦВЗ «Манеж» пройдёт МТС Live Sessions — новый проект МТС Live, посвящённый современному искусству и актуальной музыкальной сцене. Участниками аудиовизуального перформанса станут электронная артистка Ishome, композитор Миша Мищенко и музыкальный проект «Косая гора».
Российские художники, признанные в Европе и Америке
В российском арт-мире самый известный «игрок» в дополненной реальности — Recycle Group, дуэт художников Егора Кузнецова и Андрея Блохина. В 2010 году группа стала лауреатом Премии Кандинского — российской ежегодной национальной награды в области современного искусства. Проект Recycle Group трижды принимал участие в общей программе Венецианской биеннале, а в 2017 году представлял в её национальном павильоне Россию.
Recycle Group сотрудничает с галереями Москвы, Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Работы команды выставляются на различных арт-площадках Франции, Италии, Великобритании, США и Бельгии. В Москве художники демонстрировали свои проекты в Мультимедиа Арт Музее и в Пушкинском музее изобразительных искусств.
История создания и творческое начало
Группа образовалась в 2008 году, когда прошла первая персональная выставка Егора и Андрея под названием Recycle. Это название впоследствии стало смыслоопределяющим именем творческого тандема. Художники не просто используют в своей работе материалы, которые можно перерабатывать. Recycle — это прежде всего сама идея цикла переработки как реинкарнации, обретения материалом новой жизни и смысла.
Егор и Андрей были знакомы с пятилетнего возраста. Оба вышли из художественных семей, их родители дружили, и детство ребят прошло на совместных пленэрах. Первые инсталляции они начали делать ещё в годы учёбы в художественной академии. Все полученные в студенческие годы на различных подработках деньги ребята вкладывали в производство своих произведений. Тогда же юные художники начали экспериментировать с материалами.
Новые технологии стали для них как отдельным увлечением, так и необходимостью. Поскольку родители занимались живописью, пойди Егор и Андрей тем же путём, они неизбежно столкнулись бы с риском сравнения с родителями. Насыщенные новыми технологиями проекты сразу сделали невозможным любой сравнительный анализ.
Венецианская биеннале
На Венецианской биеннале в 2017 году Recycle Group планировала реализовать свой собственный проект в дополненной реальности. Задумывался он как пиратский, поэтому не согласовывался с официальными представителями фестиваля. Художники подготовили восемь виртуальных произведений и разместили их в разных точках Венеции. Зритель, находясь в нужной локации и используя мобильное приложение Recycle Group, через камеру смартфона мог увидеть арт-объекты в дополненной реальности.
Но за пару месяцев до мероприятия команде предложили участвовать в качестве официальных представителей России. Для биеннале художники подготовили инсталляцию Blocked content, в рамках которой они рассуждали на тему бессмертия в цифровом мире. Возможна ли вечная жизнь? Что такое смерть в виртуальном пространстве? Профили пользователей в соцсетях могут существовать вечно, независимо от того, продолжает ли человек пользоваться своей учётной записью. Однако виртуальная вечность ждёт только праведников. За спам и недопустимое поведение профили в соцсетях и их контент блокируются. Нарушивших новые этические принципы ожидает забвение в виртуальном аду без лайков и комментариев. Алгоритм искусственного интеллекта навсегда блокирует злоумышленников.
Инсталляция Blocked content представляет собой набор абстрактных полигональных глыб пластика, в которых угадываются силуэты застрявших в них людей. Объекты, увязшие в блоках информационной пустоты, можно увидеть целиком только в режиме дополненной реальности.
- AR — дополненная реальность в культуре и искусстве: как медиатехнологии меняют формат художественных выставок
Пиратская выставка в центре Помпиду в Париже
Но пиратскую выставку в формате дополненной реальности команда Recycle Group всё же сделала. В 2018 году художники запустили проект «Вас обманывали, на самом деле всё иначе» в парижском Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду. Егор и Андрей изменили ряд музейных работ с помощью технологии дополненной реальности.
По словам авторов, они могли бы договориться с художественной институцией на официальный проект, но их целью была именно пиратская акция. Музей не только не препятствовал этой инициативе, но и по возможности оказывал содействие. Сотрудники центра Помпиду помогали посетителям устанавливать приложение на смартфон и объясняли, как им пользоваться.
Арт-инсталляции в городской среде
Художники проекта Recycle Group полноценно работают в двух пространствах — физическом и в дополненной реальности. В Краснодаре в центральном парке установлена скульптура «Геолокация». Объект сделан из нержавеющей стали и представляет собой пятиметровую каплю, символизирующую точку «Pin» на электронных географических картах. На капле изображена рельефная круговая панорама местности, снятая именно с той точки, где установлена инсталляция.
В Париже находится скульптура «Виртуальный объект», которая в 2018 году стала частью арт-фестиваля Nuit Blanche. Это волнообразная сфера в дополненной реальности, которая на 360 градусов вокруг себя отражает местность и движущиеся объекты.
- Уличное искусство — самовыражение или протест? Чем отличается стрит-арт от граффити, какими бывают фестивали уличного искусства и почему все так любят Бэнкси;
- Бэнкси представил новую серию граффити на восточных курортах Англии.
Выставка New Nature в ЦВЗ «Манеж» — одновременно в реальном и виртуальном мире
Фрагмент инсталляции с Венецианской биеннале сейчас представлен на выставке New Nature, которая проходит в Санкт-Петербурге в ЦВЗ «Манеж» до 10 октября 2021 года. Recycle Group анализирует трансформацию личности под влиянием современных технологий, исследует тему схожести виртуального и духовного. Общее высказывание выставки — про цифровое мышление как новую природу, про корреляцию природы человека и природы машины.
Решение о выставке было принято около двух лет назад, но из-за пандемии её открытие пришлось отложить на полтора года. За это время состав выставки менялся несколько раз, создавались новые объекты, обсуждалось участие отдельных старых работ. Это масштабная экспозиция, собравшая в себя как ранние вещи, так и созданные специально для «Манежа». Здесь продемонстрирован весь спектр творчества Recycle Group, объединившего реальное и виртуальное пространства.
«Лес истекших ссылок» — полностью новый объект. Инсталляция с искусственным лесным ландшафтом, расположенная на втором этаже «Манежа». Это пространство потерявших актуальность интернет-адресов, зона небытия в цифровом мире. С объектами можно интерактивно взаимодействовать в режиме дополненной реальности. Весь пластиковый лес был создан на авторском оборудовании, которое команда сама спроектировала и построила.
Ещё один новый объект «Искусственная грязь» — метафора цифрового мусора, который люди забывают в интернете. Это старые ненужные файлы и фотографии, содержимое забытых почтовых ящиков и мессенджеров. Грязь в цифровом пространстве — это такой же мусор, как и в физическом. Он накапливается, и время ставит задачу его утилизации.
В каждом объекте заложена многослойность смыслов, сложная структура скрытых референсов, связей и посланий. Один из самых ранних объектов — инсталляция «Путь». Она представляет собой имитацию снега, на котором появляются и исчезают следы человека, и рядом нет никого, кому они могли бы принадлежать. Ни в реальном мире, ни в виртуальном.
Группа проводит параллели между снегом и искусством, желая показать хрупкость, нестабильность и сиюминутность современного искусства, находящегося на стыке эксперимента и философии.
Художники Recycle Group предлагают новый способ взаимодействия с художественным пространством. На выставке нет никаких текстовых описаний, а к аннотациям и этикеткам зрителей отправляют QR-коды. Часть объектов выставки можно увидеть в режиме дополненной реальности. Но есть вещи, которые, наоборот, существуют только в реальном мире. Если посмотреть на объект с надписью «it doesn’t exist» через камеру приложения, то он исчезнет.
Зритель словно меняется местами с искусственным интеллектом, который не видит ничего, кроме цифровых объектов. Этот предмет отсутствует в цифровом мире. И зритель, глядя на него из мира дополненной реальности, не обнаруживает его. Для этого нужны обычные глаза человека. Как людям для того, чтобы увидеть объекты в AR, нужна камера смартфона — глаза искусственного интеллекта.
Отдельный зал «Скрытая папка» закрыт для посещения зрителями. Увидеть его содержимое можно только в видеозаписи на телефоне. Для этого включённый гаджет отправляется на транспортёре в закрытую комнату, чтобы по пути вести запись в режиме дополненной реальности.
Проект «Вероятность» гадает посетителям по их профилям в соцсетях. Искусственный интеллект анализирует активность человека в сети и выдаёт максимально позитивный или негативный сценарий, сгенерированный именно для него.
Часть экспозиции составляет проект с мусорными контейнерами. Это исследование на тему самого понятия recycle. Мусорные баки становятся саркофагами — зоной, где душа покидает тело и устремляется в новую жизнь в цикле бесконечных перерождений. Мусорный бак — это место, где материал приобретает новую жизнь в цикле recycle.
Одна из скульптур этой серии сейчас находится в коллекции Новой Третьяковки. В феврале 2020 года галерист и коллекционер Марат Гельман передал в дар Третьяковской галерее часть своей личной коллекции, в которой была и скульптура Recycle Group.
- Всё о творчестве скандально известного художника Ай Вэйвэя, который стал самой влиятельной персоной арт-мира после того, как попал в тюрьму;
- История Яёи Кусамы — знаменитой эксцентричной художницы, половину жизни проживающей в психиатрической клинике.
Автор: Елена Сорока
Обложка: Георгий Кузнецов и Андрей Блохин (Recycle Group). Фотограф: Дмитрий Смирнов