Уличное искусство — самовыражение или протест?

Рассказываем, чем отличается стрит-арт от граффити, какими бывают фестивали уличного искусства и почему все так любят Бэнкси

Уличное искусство — самовыражение или протест?

Граффити и стрит-арт 

Граффити — нелегальное занятие. Райтеры — те, кто рисует граффити на улице — работают по ночам, когда меньше шансов попасться на глаза полиции. Чаще это подростки, очарованные романтикой опасности.

Райтеры признают, что занимаются этим ради желания показать себя и самоутвердиться, чтобы доказать свою крутизну пренебрежительным отношением к опасности. Граффити — эгоцентричное творчество, оно создаётся не для зрителя, а только для своих, для тех, кто понимает. Граффитисты не стремятся устанавливать контакт с внешним миром, им достаточно собственной компании.

Но из субкультуры граффити выросли художники, которым стало интереснее работать с цветом и композицией и при этом спокойно и вдумчиво рисовать в безопасном месте, не опасаясь быть пойманными. Это направление стало самостоятельным вплоть до собственного названия — стрит-арт.

Это полноценные произведения, вписанные в городское пространство с учётом его архитектуры. Такое творчество требует большего мастерства и техники, продуманной идеи и даже концепции. Оно понятно и интересно обычному зрителю. Стрит-артисты интегрированы в социум, что легитимизирует их как художников.

Стрит-арт требует больше времени и усилий. Поэтому важно сохранять репутацию человека, который живёт по правилам социума. Художники выбирают заброшенные стройки и необитаемые здания, рисуют на легальных хол-оф-феймах. Это уважение к общему пространству и гарантия того, что работа сохранится дольше. Стрит-артисты воспринимают свою работу как попытку принести пользу, изменить мир к лучшему. 

Личное и общественное

Уличный художник меняет общественные места, объекты, которые в равной степени принадлежат всем. Поэтому возникает вопрос: «Стрит-арт — вандализм или искусство?». Ответ на него зависит от того, принимают ли эти изменения другие. В отсутствие равноправного диалога это может стать амбициозным нарушением личных прав окружающих. Но если общество перестанет считать, что уличные рисунки — это плохо, то и само творчество станет оцениваться только с позиции таланта автора.

Решения, как должно выглядеть общее городское пространство, принимают официальные лица. И если граффити — это протестное разрушение, то стрит-арт — это деятельное заявление о своём праве на участие в этом решении.

Знаменитый художник Жан-Мишель Баския начинал как уличный райтер. В конце 70-х он оставлял на стенах Нью-Йорка загадочные фразы, подписывая их псевдонимом SAMO. Когда Баския прославился уже как студийный художник, за его уличными работами началась настоящая охота. Граффити знаменитости стоили баснословных денег.

Известный стрит-арт художник Бэнкси смог перевернуть понятие вандализма. Когда в 2011 году домовладелец в Бристоле закрасил стену с рисунком Бэнкси «Горилла в розовой маске», жители города возмутились и сочли это вандализмом. Хозяину стены под давлением общественности пришлось восстановить картинку. Сейчас работы Бэнкси считаются главной туристической достопримечательностью Бристоля и охраняются государством.

Мимолётное искусство

У граффити-работ короткая жизнь. Уничтожение коммунальными службами тех произведений, которые городом считаются нелегальными — это часть жизненного цикла граффити. Те, кто создаёт работы, и те, кто их уничтожает, освобождая место для новых, живут в одном ритме, как части одного организма. Бафф — это правила игры.

Бафф — оперативное закрашивание граффити на стенах коммунальными службами.


Та лёгкость, с которой художники относятся к недолговечности своих работ, является важной психологической чертой субкультуры. Художник создаёт работу и «отпускает» её. С этого момента она становится частью улицы и принадлежит городу.

Бэнкси

Художник, чьё имя первым всплывает в памяти при упоминании стрит-арта. Благодаря остросоциальной тематике своих работ, Бэнкси изменил представление мировой общественности об уличном искусстве.

Стрит-артист привлекает внимание людей, показывая картинку, берущую за душу. Лаконично, наглядно и доходчиво он выделяет из любой истории эмоциональную составляющую, заставляя публику сопереживать.

Бэнкси — анонимный персонаж. Никто не знает, кто он. У нас есть лишь обрывки информации, предположения, скупые свидетельства, оговорки его команды и несколько видеорепортажей с размытым силуэтом и изменённым голосом. Но он популярен и любим, ему доверяют.

«Если вам есть что сказать людям и вы хотите, чтобы они вас услышали, носите маску», 
— говорит сам художник.

Одна из последних работ Бэнкси появилась в начале декабря 2020 года в Бристоле, который предположительно считается родным городом артиста. На картинке изображена пожилая женщина, чихающая так, что у неё вылетает вставная челюсть. Стена с этой работой находится на Вэйл-стрит, расположенной под крутым углом в 22 градуса, благодаря чему кажется, что дома на этой улице покосились от потока воздуха, спровоцированного чихом нарисованного персонажа.

С привычным мягким юмором художник проводит социальный эксперимент. Дом, на стене которого появилась его работа, незадолго до этого был выставлен на продажу. Здание оценивалось примерно в полмиллиона долларов. После появления картинки цена на дом выросла в несколько раз — теперь, по предварительным оценкам, его стоимость составляет около 5 миллионов долларов.

Фестивали — законная альтернатива

Когда в России начали проводиться фестивали уличного искусства, это стало альтернативой для райтеров, стремящихся к легитимации. Но также это внесло раскол в субкультуру. Сообщество, объединённое страстью к опасности, адреналину и приключениям, не всегда воспринимает положительно искусственный и тепличный формат таких мероприятий. Бытует мнение, что граффити не может быть легальным.

Но вот стрит-арт от легализации только выигрывает. Фестивали дают возможность расширить круг общения, становятся источником новых знакомств и обмена опытом, а также актуализируют новые цели и перспективы развития.

Фестивали уличного искусства можно разделить на два типа. Первый — мероприятия, которые проводятся при поддержке городской администрации. Это скорее повод организовать модный ивент и украсить улицы современной картинкой.

Пример такого события — международный фестиваль уличного искусства Urban Morphogenesis, который проводился осенью 2019 года в Одинцово. Художники расписали около 50-ти фасадов домов, что превратило целый район города в музей стрит-арта под открытым небом. 

В 2018 году был реализован масштабный арт-проект, приуроченный к чемпионату мира по футболу в России. В рамках события специально приглашённые команды международных стрит-артистов расписали стены домов в городах, где проходил чемпионат.

Второй тип фестивалей стрит-арта — это мероприятия, организованные художественными институциями. Самым мощным отечественным событием стала московская Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА». 

В Красноярске фестиваль «Крась!» проводится с 2009 года, а тюменская «Морфология улиц» — с 2017 года. Мероприятие формулирует миссию: «Объединять города и людей, создавать новый вид из окна, раскрывать потенциал художников, менять отношение к уличной культуре». 

Фестиваль уличного искусства «Место» в Нижнем Новгороде тоже существует с 2017 года. Фестиваль ставит своей задачей переосмысление городской среды. Для проведения таких мероприятий специально находятся объекты для росписи: стены, заборы, трансформаторные будки, фасады зданий. 

Переход в галерейное пространство

В начале XX века Марсель Дюшан, явив обществу свои реди-мейды, изменил представление о том, что же является искусством. Он показал, что статус произведения искусства определяется исключительно намерениями художника и присутствием объекта на выставке.

И мы видим переход граффити в галерейное и музейное пространства. Это неизбежное следствие интереса публики, которая желает сохранить искусство для себя. Общество с интересом воспринимает уличное творчество, даёт запрос на него. И у многих художников приоритет смещается в сторону студийной работы. 

Реди-мейд (англ. ready-made — «готовый») — художественный приём, при котором в искусстве используются «вещи из магазина», созданные не с художественными целями.

В Санкт-Петербурге с 2013 года существует уникальный проект — Музей стрит-арта, который объединил в себе галерейное пространство с уличной культурой и индустриальной эстетикой.

В Москве несколько галерей современного искусства регулярно выставляют работы художников стрит-арта. Среди них Triumph Gallery, RuArts и Syntax Gallery, которые активно сотрудничают с представителями российской уличной волны. Произведения таких художников привлекают внимание и аукционов. Например, VLADEY представляет работы художников со стрит-арт-бэкграундом с 2012 года.

Что ещё сделать тем, кто хочет узнать больше об искусстве:

Автор: Елена Сорока