MTC LIVE

AR — дополненная реальность в культуре и искусстве

Рассказываем про новые медиатехнологии, которые привлекают всё больше авторов и зрителей и меняют формат художественных выставок

loading...

Дополненная и другие реальности: в чём их отличие

Выделяют 5 основных видов реальностей:

  • VR (virtual reality) — виртуальная, или искусственная реальность;
  • AR (augmented reality) — дополненная реальность;
  • MR (mixed reality) — смешанная реальность;
  • XR (extended reality) — расширенная реальность;
  • RR (real reality) — реальная, или опосредованная реальность.

AR «дополняет» физический мир цифровой картинкой в режиме реального времени. Виртуальные объекты появляются рядом с объектами физического мира, на них, вместо них и видимы только через специальное устройство и при помощи программного обеспечения.

Устройством может быть смартфон, планшет или очки дополненной реальности, освобождающие руки. AR может не только вставлять новые цифровые объекты в реальный мир, но и «оживлять» статичные предметы, заставляя их двигаться.

VR — это полное погружение в цифровой мир. Если в AR мы продолжаем видеть всё окружающее нас и взаимодействовать с этим, то VR целиком перекрывает видимую реальность. Технология точно так же требует специального оборудования (VR-шлем) и программного обеспечения.

Под смешанной реальностью понимают всё, что лежит между двумя полюсами: дополненной и виртуальной реальностями. AR, VR, MR вместе с привычной нам «реальной реальностью» объединяют в один термин расширенной реальности — полный спектр явлений, охватывающий все реальные и виртуальные среды.

Ещё по теме


Дополненная реальность: из Snapchat через Instagram в TikTok

AR уже давно завоёвывает мир — не в последнюю очередь благодаря социальным сетям и мобильным играм.

Совместная история Snapchat и AR начинается в 2015 году. В первые же годы команда сервиса создала несколько тысяч фильтров. Пользователи социальной сети активно примеряли AR-маски и делились ими с друзьями.

Instagram заинтересовался технологией позже. Сервис стал внедрять AR-инструменты только в 2017 году и быстро обогнал Snapchat по популярности. Для развития направления Instagram привлёк художников и дизайнеров, которые создавали для приложения цифровые маски в собственном стиле.

В 2020 году AR-функции запустил TikTok.


Основа AR-технологии 

AR работает на основе маркеров, геометок или произвольных плоскостей. Маркером может служить какой-то конкретный физический предмет, картинка, QR-код или логотип. Изображение срабатывает как триггер на запуск, и виртуальный объект появляется в заданном месте. Таким триггером может быть лицо человека — именно так работают маски в Instagram и Snapchat.

По этому же принципу запускаются «ожившие» картины. Триггером служит само изображение. Программа распознает маркер, и на экране смартфона появляется новая реальность.

Геолокация как способ привязки виртуальных объектов в реальном мире используется для установки монументальных скульптур в дополненном пространстве. В этом случае объект будет находиться в определённой точке города, и увидеть его можно будет только в этом конкретном месте.


Марджан Магхаддам, Алекс Мэйхью и другие цифровые художники 

Дополненная реальность стала массовым явлением благодаря соцсетям и бизнесу. Но ещё до этого технология использовалась в архитектуре, военном деле, медицине, искусстве. Её интерактивность позволяет AR-искусству стать доступным большему количеству людей.

В 2012 году художники из Японии предложили зрителю проект ARART Exhibition. Они оживили картины Леонардо, Вермеера, Ван Гога и Хокусая. По мнению авторов, медиатехнологии позволяют трансформировать структуру реальной среды, добавляя в неё другие смыслы и придавая ей совершенно иную ценность.

Цифровой художник Алекс Мэйхью в своём проекте ReBlink представил современную переработку прошлого. В 2017 году с помощью современных технологий он оживил девять картин из постоянной коллекции музея Art Gallery of Ontario в Канаде. 

Бруклинская художница иранского происхождения Марджан Магхаддам стоит в авангарде искусства дополненной реальности. Её виртуальные работы получили международное признание и вирусное распространение.

Марджан — социально активная художница, чьи работы затрагивают и освещают глобальные политические и кросскультурные проблемы. Она считает, что пандемия и связанное с ней социальное дистанцирование усиливают трансформацию искусства в сторону виртуализации.

Американский художник KAWS и платформа Acute Art объединились для создания арт-инсталляций в дополненной реальности. KAWS всемирно известен своим персонажем Companion, который легко узнаваем по характерным крестикам на глазах. 

Цифровые фигуры закрывающего лицо руками Компаньона появились весной 2020 года в одиннадцати мировых арт-центрах: Нью-Йорке, Дохе, Париже, Сеуле, Токио, Гонконге, Лондоне, Мельбурне, Сан-Паулу, Серенгети и Тайбэе. Увидеть на месте скульптуру в дополненной реальности можно на экране смартфона при помощи специального приложения Acute Art.


Кому принадлежит новая реальность

В 2017 году Snapchat установил в Центральном парке Нью-Йорка виртуальную арт-инсталляцию — копию скульптуры «Balloon Dog» Джеффа Кунса в дополненной реальности. Произведение стало визитной карточкой города, создав новую эстетическую ценность в максимально экологичном формате. Зрители могут увидеть AR-скульптуру через линзу в приложении Snapchat, когда они находятся рядом с локацией.

Ряд представителей арт-сообщества Нью-Йорка выразил негативную реакцию на установку виртуальных объектов в публичном пространстве. По мнению недовольных, использование дополненной реальности должно регулироваться теми же правилами, что и обычная аренда физических пространств.

Чтобы продемонстрировать эту точку зрения, через неделю после установки объекта Кунса художник Себастиан Эррасурис привязал к тем же координатам свой собственный виртуальный объект. Скульптура Эррасуриса в точности копировала скульптуру Кунса, но была покрыта граффити-тегами. Этот акт вандализма в цифровом пространстве был призван подчеркнуть спорную природу публичного пространства в качестве площадки для просмотра произведений искусства дополненной реальности.

Ещё по теме


Популярные бренды создают дополненную реальность

Apple совместно с Новым музеем Нью-Йорка, известным своей приверженностью к современному искусству и передовым технологиям, создал дополненную реальность для пешеходных арт-прогулок с гидом в шести городах: Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Гонконге и Токио. На экскурсии зрители знакомятся с работами современных художников, которые имеют длинную историю сотрудничества с Новым музеем, но впервые работают в дополненной реальности. Используя новые медиатехнологии, специально для проекта [AR]T Walk авторы изобрели новые способы выражения своей обычной художественной практики.

Snapchat предложил своим пользователям новую линзу, позволяющую почувствовать себя причастными к миру виртуального искусства, раскрасив одну из улиц Лондона яркими брызгами краски в дополненной реальности.


Перспективы не только для художников

Музеи предлагают новый опыт при ознакомлении с коллекциями. Смитсоновский музей естественной истории в Вашингтоне использует платформу BroadcastAR с возможностями дополненной реальности как идеальный инструмент для погружения в образовательно-развлекательный контент. Пользователям не предлагают скачивать отдельное приложение для того, чтобы увидеть виртуальных персонажей. Вместо этого на выставке Back to the Jurassic зрители сразу видят себя на огромном экране в окружении реалистичных тираннозавров и диплодоков.

Музыканты сопровождают свои концерты оформлением в дополненной реальности. На фестивале музыки и искусства Coachella в 2019 году организаторы предложили зрителям смотреть представление через экраны смартфонов. С помощью камеры вокруг сцены можно было увидеть звёзды, планеты, астероиды, космические станции и шаттл. А приложение позволяло делать фотографии и снимать видео в режиме дополненной реальности.

В Ванкувере ежегодно проводится фестиваль стрит-арта Vancouver Mural Festival. В январе 2021 года фестиваль объединил две реальности: уличное и AR-искусство. Такое решение было принято во время и благодаря пандемии. Понимая, что город устал от унылой изоляции, организаторы фестиваля поставили перед собой задачу найти новые способы вдохновлять зрителей искусством. Фестиваль превратил город в галерею под открытым небом, в которой представлены работы как местных, так и зарубежных художников в дополненной реальности.
 

Автор: Елена Сорока

Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: инстаграм‑маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
Продолжая пользоваться данным сайтом, вы принимаете пользовательское соглашение
Ок