Арена-рок: не время умирать

Как U2, Red Hot Chili Peppers и Metallica переосмыслили своё творчество и написали главные хиты в истории гитарной музыки

Арена-рок: не время умирать

В рассуждениях о музыкальном наследии 90-х зачастую так или иначе фигурирует понятие «альтернатива». Неистовые гранжеры, меланхоличные инди-рокеры, вся королевская рать брит-попа и даже иконы хип-хоп-культуры — все они выступали против устоявшегося, косного видения музыкальной действительности. Главным образом их протест был направлен против стадионного рока, или арена-рока.

В конце 80-х глэм-рок доживал свои последние годы. Напыщенное, пёстрое детище Дэвида Боуи было брошено им на произвол судьбы в середине 70-х — тогда легендарный музыкант увлёкся авангардом и медитативной «новой волной». Глэм, в свою очередь, пошёл по рукам и на 15 с лишним лет захватил внимание массового слушателя. Яркие костюмы Kiss, мощный вокал Акселя Роуза из Guns N' Roses и виртуозные гитарные партии Эдварда Ван Халена стали важной частью поп-культуры. Тем не менее, сам глэм-рок образца 90-х годов не баловал инновациями, а на пятки ему наступали новые, куда более перспективные жанры. 

То же самое можно сказать о почти всех проявлениях рок-музыки поздних 80-х — при всех плюсах этой части гитарной сцены, интерес к ней стремительно угасал. Возникла пропасть между именитыми и успешными в материальном плане артистами и новым поколением меломанов. Это чувствовали и те, кто давно оккупировал стадионы и завоевал свою лояльную фанбазу. Кризисные настроения побудили коммерчески успешную гитарную сцену к саморазвитию.

Что же это было за развитие? Для каждого артиста оно было своим. Если U2 в 90-е годы полностью переосмыслили себя, то мастодонты хард-рока AC/DC вполне успешно продолжили гнуть свою линию. Звучание арена-рока обогащалось выходцами из нишевых жанров. В 91-м году трэш-металлисты Metallica на «The Black Album» значительно облегчили своё звучание, а фанк-рокеры Red Hot Chili Peppers написали «Under The Bridge» — одну из самых мелодичных баллад в истории гитарной музыки. Мейнстримный рок 90-х стал своего рода альтернативой кустарно записанным и далеко не всегда благозвучным гимнам нового поколения.

Главные стадионные рок-альбомы 90-х

AC/DC — «The Razor’s Edge» (1990)

Классический альбом от ветеранов хард-рока. Всё в пластинке создано для стадионов — от открывающего соло в легендарном хите «Thunderstruck» до зажигательного припева «Shot Of Love». Несмотря на общий спад интереса к жанру в 90-х, «The Razor’s Edge» вернул AC/DC на вершины чартов. Коллектив до сих пор регулярно исполняет песни с этого альбома.

Послушать альбом


Scorpions — «Crazy World» (1990)

Самая известная запись мастеров балладного рока. Альбом «Crazy World» стал реакцией музыкантов на социальные перемены последнего десятилетия XX века, а культовая песня «Wind Of Change» обрела статус негласного символа перестройки. Пластинка закрепила за Scorpions статус непоколебимых титанов рок-сцены.

Послушать альбом


Guns N’ Roses — «Use Your Illusion I» и «Use Your Illusion II» (1991)

Масштабная дилогия от главных популяризаторов глэм-рока. Аксель Роуз и компания, создавая обе части «Use Your Illusion», прошлись по касательной всего наследия гитарной музыки. Если первый диск всецело вдохновлён хард-н-хеви, то второй явно тяготеет к блюзовому наследию Америки. Кроме авторских композиций, на «Use Your Illusion» можно услышать каверы на Пола Маккартни, Элиса Купера и Боба Дилана.

Послушать первую часть

Послушать вторую часть


U2 — «Achtung Baby» (1991)

Одна из самых радикальных пластинок дублинской четвёрки. Заручившись поддержкой легендарного саунд-продюсера Брайана Ино, U2 кардинально переосмыслили своё звучание. Группа практически полностью отказалась от блюзовых корней и обратилась к современным музыкальным веяниям — техно, гаражному року и индастриалу. Вместе с «Achtung Baby» в творчество коллектива пришла самоирония, особенно в отношении образа и поведения Боно. Лидер U2 даже создал своё альтер эго — одиозного рокера-проповедника The Fly.

Послушать альбом


Queen — «Innuendo» (1991)

Последний альбом легенд арена-рока, записанный при жизни Фредди Меркьюри. Во многом спорная пластинка лишь поначалу разочаровала критиков и ярых фанатов Queen. В попытках создать нечто радикально отличающееся от всего наследия коллектива, музыканты записали «The Show Must Go On» — величающую композицию о преодолении себя. Значение этой песни для поп-культуры невозможно переоценить.

Послушать альбом 


Metallica — «The Black Album» (1991)

Альбом, доказавший, что трэш-металлисты могут сочинять радийные хиты и мелодичные баллады. На «The Black Album» группа Metallica, вопреки ожиданиям поклонников, заиграла чистой воды рок, приправленный современным продакшном от продюсера Боба Рока. Некоторые фанаты были разочарованы таким поворотом событий, но большинство слушателей восприняло перемены благосклонно. Треки «Enter Sandman», «The Unforgiven» и «Nothing Else Matters» до сих пор занимают лидирующие позиции по прослушиваниям в стримингах.

Послушать альбом


Red Hot Chili Peppers — «Blood Sugar Sex Magik» (1991)

Ещё одна запись, вокруг которой по сей день не утихают споры меломанов. Альбом «Blood Sugar Sex Magik» стал отправной точкой для фанков и альтернативщиков Red Hot Chili Peppers в мир арена-рока. На музыку коллектива в значительной степени повлиял продюсер Рик Рубин. С его подачи на смену «стене звука» пришла выразительная, гармоничная звукорежиссура и прозрачная запись гитар. Наиболее известные песни с лонгплея — прокачивающая «Give It Away» и лиричная «Under The Bridge».

Послушать альбом


Aerosmith — «Get a Grip» (1993)

Нельзя говорить о стадионном роке и не вспомнить эпохальные «Cryin’» и «Crazy» от Стивена Тайлера и компании. В эпоху непричёсанной, примитивно-яростной музыки Aerosmith выпустили свой самый мелодичный и романтичный альбом. Пластинка «Get a Grip» была восторженно принята как критиками, так и слушателями  — запись была отмечена сразу двумя «Грэмми» в категории «Лучшее вокальное исполнение». 

Послушать альбом


Арена-рок — навсегда?

В наши дни гитарная музыка живёт и процветает. Несмотря на колоссальную популярность хип-хоп-артистов, рок уже давно завершил своё превращение из бунтарского метода самовыражения в важную часть культуры. Тяжёлую музыку даже удалось подружить с симфоническим оркестром — концерты подобного рода проводятся постоянно и пользуются большой популярностью.

Не стоит игнорировать и то, что мы живём в эпоху моды на ретро. Режиссёры блокбастеров всё чаще обращаются к наследию героев перегруженных гитар. В отличие от 80-х или 90-х годов прошлого века, в наше время рок объединяет поколения и вдохновляет слушателей. Немудрено, что такому жанру впору звучать на стадионах.


Автор: Владимир Наумов