Арена-рок: не время умирать
Как U2, Red Hot Chili Peppers и Metallica переосмыслили себя и написали главные хиты гитарной музыки
В рассуждениях о музыкальном наследии поп-культуры так или иначе фигурирует понятие «альтернатива». Фатальные герои гранжа, меланхоличные инди-рокеры и новые романтики, вся королевская рать брит-попа и первопроходцы хип-хопа — все они выступали против устоявшегося, косного видения музыкальной действительности. Главным образом их протест был направлен против стадионного рока, так называемого арена-рока.
В конце 80-х глэм-рок доживал свои последние годы. Напыщенное, пёстрое детище Дэвида Боуи было брошено им на произвол судьбы в середине 70-х — тогда легендарный музыкант увлёкся авангардом и медитативной «новой волной».
- от мессии рок-н-ролла до денди — гид по творческим ипостасям Дэвида Боуи
Глэм, в свою очередь, пошёл по рукам и на 15 с лишним лет захватил внимание массового слушателя. Яркие костюмы Kiss, банши-вокал Акселя Роуза из Guns N' Roses и виртуозные гитарные партии Эдварда Ван Халена стали важной частью рок-музыки, для многих — её визитками. Тем не менее, сам глэм-рок скоро перестал баловать инновациями, ему на пятки стали наступать новые перспективные жанры.
То же самое можно сказать о почти всех проявлениях рок-сцены поздних 80-х. При всех её плюсах, интерес к ней стремительно угасал. Возникла пропасть между именитыми и успешными в материальном плане артистами и новым поколением потребителей музыки. Это чувствовали и те, кто давно оккупировал стадионы и завоевал свою лояльную фанбазу. Кризисные настроения побуждали коммерчески успешных поп-идолов к саморазвитию.
Что же это было за развитие? Для каждого артиста оно было своим. Если U2 в 90-е годы не побоялись радикальных перемен, то хард-рокеры AC/DC вполне успешно продолжили гнуть свою линию. Звучание арена-рока обогащалось выходцами из нишевых жанров. В 91-м году трэш-металисты Metallica на «The Black Album» значительно облегчили своё звучание, а фанк-рокеры Red Hot Chili Peppers написали «Under The Bridge» — одну из самых мелодичных и поэтичных баллад в новейшей истории. Если попытаться найти сумму, то мейнстримный рок 90-х стал своего рода альтернативой кустарно записанным и далеко не всегда благозвучным гимнам нового поколения.
Главные стадионные рок-альбомы 90-х
AC/DC — «The Razor’s Edge» (1990)
Классический альбом ветеранов хард-рока. Всё в пластинке создано для стадионов — от открывающего соло в легендарном хите «Thunderstruck» до зажигательного припева «Shot Of Love». Несмотря на общий спад интереса к жанру в 90-х, «The Razor’s Edge» вернул AC/DC на вершины чартов.
Scorpions — «Crazy World» (1990)
Самая известная запись мастеров балладного рока. «Crazy World» стал реакцией музыкантов на социальные перемены последнего десятилетия XX века, а культовая песня «Wind Of Change» обрела статус негласного символа перестройки. Пластинка закрепила за Scorpions статус непоколебимых титанов рок-сцены.
Guns N’ Roses — «Use Your Illusion I» / «Use Your Illusion II» (1991)
Масштабная дилогия от главных звёзд глэм-рока. Создавая обе части «Use Your Illusion», Аксель Роуз с коллегами прошлись по касательной всего наследия гитарной музыки. Если первый диск всецело вдохновлён хард-н-хеви, то второй явно тяготеет к блюзовому наследию Америки. Кроме авторских композиций, на «Use Your Illusion» можно услышать каверы на Пола Маккартни, Элиса Купера и Боба Дилана.
U2 — «Achtung Baby» (1991)
Одна из самых радикальных пластинок дублинской четвёрки. Заручившись поддержкой саунд-продюсера Брайана Ино, U2 кардинально переосмыслили своё звучание: группа практически полностью отказалась от блюзовых корней и обратилась к современным на тот момент музыкальным веяниям — техно, гаражному року и индастриалу. Вместе с «Achtung Baby» в творчество коллектива пришла самоирония, особенно в отношении образа и поведения Боно. Лидер U2 даже создал своё альтер эго — одиозного рокера-проповедника The Fly.
Queen — «Innuendo» (1991)
Последний альбом легенд арена-рока, глэм рока и просто рока, записанный при жизни Фредди Меркьюри. Во многом спорная пластинка поначалу разочаровала критиков и ярых фанатов Queen. В попытках создать нечто радикально отличающееся от всего ранее созданного, музыканты записали «The Show Must Go On» — величающую композицию о преодолении себя. Значение этой песни невозможно переоценить.
- 5 лайвов: что посмотреть дома — чудесное спасение на Live Aid, выключенный MTV и Сергей Курёхин против всех
Metallica — «The Black Album» (1991)
Альбом, доказавший, что трэш-металисты могут сочинять радийные хиты и мелодичные баллады. На «The Black Album» Metallica, вопреки ожиданиям поклонников, заиграла чистой воды рок, приправленный современным продакшном. Некоторые фанаты были разочарованы, но большинство слушателей восприняло перемены благосклонно. Треки «Enter Sandman», «The Unforgiven» и «Nothing Else Matters» до сих пор занимают лидирующие позиции по прослушиваниям в стримингах и едва ли их когда-нибудь уступят.
Red Hot Chili Peppers — «Blood Sugar Sex Magik» (1991)
Ещё одна запись, вокруг которой по сей день не утихают споры поклонников. Альбом «Blood Sugar Sex Magik» стал отправной точкой для фанковой группы Red Hot Chili Peppers в мир арена-рока. На музыку коллектива в значительной степени повлиял продюсер Рик Рубин: с его подачи на смену «стене звука» пришла выразительная, гармоничная звукорежиссура и прозрачная запись инструментов. Наиболее известные песни с LP — «Give It Away» и «Under The Bridge».
Aerosmith — «Get a Grip» (1993)
Нельзя говорить о стадионном роке и игнорировать «Cryin’» и «Crazy» Стивена Тайлера и компании. В эпоху непричёсанной, примитивно-яростной музыки Aerosmith выпустили свой самый мелодраматичный альбом. «Get a Grip» восторженно приняли как критики, так и слушатели — пластинка была отмечена сразу двумя «Грэмми» в категории «Лучшее вокальное исполнение».
Арена-рок — навсегда?
Сегодня гитарная музыка живёт и процветает. Несмотря на колоссальную популярность хип-хопа, рок уже давно завершил своё превращение из бунтарского способа выразить своё негодование в важную часть культуры, в стиль жизни. Тяжёлую музыку даже удалось подружить с симфоническим оркестром — концерты подобного рода проводятся постоянно и успешно.
Не стоит игнорировать и то, что мы живём в эпоху моды на ретро. Режиссёры блокбастеров всё чаще обращаются к наследию героев перегруженных гитар. В отличие от 80-х или 90-х годов прошлого века, в наше время рок объединяет поколения. Немудрено, что такому жанру впору звучать на стадионах.
- летние концерты и музыкальные фестивали на свежем воздухе — самые яркие опен-эйры тёплого сезона в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге
- «Выхожу на сцену и танцую. Всё» — интервью с шоуменом группы «АукцЫон» Олегом Гаркушей
Автор Владимир Наумов