Брит-поп: музыка превыше всего

Как Blur, Oasis, Suede и Pulp возродили колониальные амбиции британской рок-сцены

Брит-поп: музыка превыше всего

Старые герои, новые гимны

В 90-е годы прошлого столетия окончательно сформировался запрос на сиюминутное и реалистичное в музыке. Меломаны были сыты по горло лозунгами панк-рокеров и диско-марафоном декадентских 80-х. Так, подобно раскатам грома в Америке, прогремели гитары сиэтлского гранжа, а туманный Альбион пал под натиском новой поп-культурной мании, имя которой — брит-поп.

Второе «британское вторжение» началось спустя 20 лет после первого — ещё не были забыты агрессивный напористый кранч The Who и заразительные угловатые движения лидера The Rolling Stones Мика Джаггера. В то время как коллективы вроде Gang Of Four и Public Image Ltd превращали панк-рок в подобие арт-проекта, среди британской публики рос запрос на простую музыку в духе The Kinks. Большинство критиков считает, что именно эти иконы субкультуры модов положили начало брит-попу.

Но на становление новой гитарной сцены Великобритании повлияли не только модники из далёких 70-х. Туманный Альбион — колыбель панк-рока и постпанка, колледж-рока и других драгоценностей из сокровищницы независимых инди-лейблов. Брит-поп впитал в себя всего понемногу из этих жанров и, может быть, даже взял всё самое лучшее из современной музыкальной культуры. Новая британская гитарная сцена подкупала своей ироничной и приземлённой оптикой и эстрадными музыкальными трюками. Иными словами, в отличие от того же колледж-рока или панка, песни звёзд брит-попа можно было легко и с удовольствием петь как в пабах, так и на стадионах.


Брит-поп в лицах: «большая четвёрка»


Blur

Альт-рок-коллектив, основанный вокалистом Деймоном Албарном и гитаристом Грэмом Коксоном в 1988 году. Blur входит в число главных брит-поп-групп, но ограничивать творчество коллектива исключительно этим жанром было бы ошибкой. Каждая запись Албарна и компании — концептуальное произведение искусства, скорее характеризующее эпоху, нежели отдельное направление в музыке.

Что послушать:

  • «Leisure» (1991) — дебютный альбом Blur, вдохновлённый манчестерской рок-сценой и шугейзом. Эта психоделическая меланхоличная запись ознаменовала кризис отвлечённой от реальности музыки. Несмотря на тёплый приём со стороны слушателей и критиков, сам Деймон Албарн назвал «Leisure» «ужасным альбомом».

    Послушать
     
  • «Modern Life Is Rubbish» (1993) — первая брит-поп-запись Blur. На этом альбоме коллектив кардинально изменил свой стиль, подражая корифеям британской гитарной сцены The Kinks и The Small Faces. Очищенные от реверберации гитарные партии, ироничная лирика и образ парней из пригорода превратили Blur в национальных рок-героев.

    Послушать
     
  • «Parklife» (1994) — ключевой релиз эпохи брит-попа. Оптимистичная ода Англии 90-х и бескомпромиссный сборник хитов, в числе которых «Girls & Boys» и одноимённая композиция «Parklife». За 1994 год третья пластинка Blur была четырежды сертифицирована как платиновая и стала самой успешной в карьере группы.

    Послушать
     

Oasis 

Манчестерские альтернативные рокеры и главные соперники Blur за звание самой популярной группы Великобритании. Коллектив был основан в 1991 году братьями Ноэлем и Лиэмом Галлахерами, которые хотели делать что-то, напоминающее одновременно The Who, Sex Pistols и Нила Янга. Брит-поп в исполнении Oasis — это грубо сыгранный стадионный рок, лишённый вычурности и художественных изысков.

Что послушать:

  • «Definitely Maybe» (1994) — первый полноформатник братьев Галлахеров. При первом же прослушивании альбом цепляет своей непосредственностью и гитарной мощью в её классическом виде. Дебютная пластинка сделала Oasis кумирами своего поколения и настоящими рок-звёздами.

    Послушать
     
  • «(What’s the Story) Morning Glory?» (1995) — второй альбом Oasis, вышедший спустя год после дебюта. На пластинке группа в полной мере продемонстрировала свои стадионные амбиции. Альбом стал самой коммерчески успешной записью 90-х годов, а его двухдневная презентация в Небуорт-хаус собрала рекордные 125 тысяч зрителей. 

    Послушать

Suede

Самый готический коллектив из «большой четвёрки». Бретт Льюис Андерсон, вокалист Suede, привнёс в брит-поп мрачное звучание постпанка вместе с утончённостью и барочностью глэма. Группа показала иную сторону нового «британского вторжения» и в значительной степени повлияла на современную альтернативную сцену Великобритании.

Что послушать:

  • «Suede» (1993) — один из самых успешных музыкальных дебютов в истории. Готические гармонии, декадентское содержание текстов и эпатажный внешний вид Бретта Андерсона не могли не привлечь внимание поколения игры Doom. «Suede» звучит так, как если бы The Smiths внезапно заиграли гранж.

    Послушать
     
  • «Coming Up» (1995) — третий альбом Suede, чуть более чем полностью пропитанный эстетикой поп-арта и глэм-рока. Этот, как называл его сам Андерсон, слегка слащавый поп предвосхитил господство британской альтернативы в мировых чартах нулевых. Влияние «Coming Up» можно услышать, например, в ранних записях Muse и Placebo.

    Послушать

Pulp

Диско-рок-группа, основанная вокалистом и автором песен Джарвисом Кокером в 1978 году. Коллектив опередил своё время, из-за чего 14 лет находился в музыкальном подполье. Тем не менее в 1992 году эксперименты музыкантов с электроникой и «бытовой реализм» текстов Кокера сделали Pulp самой необычной группой британского мейнстрима.

Что послушать:

  • «His ’n’ Hers» (1994) — первый брит-поп-альбом коллектива. «His ’n’ Hers» сочетает в себе всё лучшее из творчества Pulp: пульсирующую ритмику, лаконичные мелодические ходы и провокационную поэзию Джарвиса Кокера. 

    Послушать
     
  • «Different Class» (1995) — пятая пластинка Pulp, ставшая для группы пропуском в мейнстрим. Особого внимания заслуживает главный сингл с лонгплея — меланхоличный диско-поп-трек «Common People». Композиция о буднях выходцев из среднего класса попала в нерв своего времени и получила культовый статус. В 2014 году популярное музыкальное издание New Musical Express поместило эту песню на шестое место списка «500 величайших песен всех времён».

    Послушать


Другие важные брит-поп-альбомы:

The Stone Roses — «The Stone Roses» (1989)

Альбом-предвестник смены парадигмы в музыкальном мейнстриме Туманного Альбиона. Пластинка сочетает психоделический звук манчестерского рока с динамикой и дерзостью панка. Главные синглы — «I Wanna Be Adored», «Waterfall» и би-сайд «Fool’s Gold».

Послушать

Radiohead — «Bends» (1995)

Второй студийный альбом легендарных арт-рокеров, тяготеющий к новой британской гитарной сцене. Среди хитов — тягучие баллады «Fake Plastic Trees» и «Street Spirit (Fade Out)», а также шумный инди-гимн «Just».

Послушать

The Verve — «Urban Hymns» (1997)

Самый успешный альбом коллектива, предвосхищающий поп-рок нулевых. Наиболее известная композиция с лонгплея — визитная карточка группы «Bitter Sweet Symphony».

Послушать


Наследие британской поп-революции

В 1997 году брит-поп перестаёт доминировать на музыкальной сцене Великобритании. Группам «большой четвёрки» становится тесно в рамках «британского вторжения» и панк-рока. Так участники Blur начинают искать себя в лоу-фай-эстетике, Suede и Oasis — в альтернативе, а Pulp и вовсе прекращает своё существование в 2002 году. На смену рёву гитар приходит мягкий звук, как у Coldplay, Snow Patrol, Keane и Doves. Музыку этих коллективов принято относить к направлению пост-брит-поп. 

В нулевых побеги британской гитарной волны проросли на территории США и Европы. Брит-поп оказал неоспоримое влияние на группы, опирающиеся в своём творчестве на богатое наследие постпанк-сцены. Среди них — The Killers, The Strokes, Arсade Fire и другие.

На отечественной сцене звучание и мелодизм брит-попа унаследовала группа «Мумий Тролль» — первые записи коллектива были сделаны в лондонской Alaska Studio. Таким образом, брит-поп, хоть и косвенно, но способствовал обновлению российской рок-сцены.


Автор: Владимир Наумов