Брит-поп превыше всего
Как Oasis, Blur, Suede и Pulp возродили амбиции британской рок-сцены
В конце лета 2024 года братья Лиам и Ноэль Галлахеры объявили о воссоединении Oasis. Пока они считают деньги с продаж билетов на первые шоу группы за 15-лет, мы вспоминаем, как звучит брит-поп и кто, помимо Галлахеров, прославил его на весь мир.
Музыка для всех
После психоделического рока 70-х и диско-марафона 80-х, в 1990 годы в музыкальной моде реализм и сиюминутность. Появляются новые стили и направления. В Америке слушают и играют гранж — нечто среднее между металом и панком, жанр настолько же грубый, насколько востребованный. В свою очередь, британские музыканты предпочли эмоциям на грани истерики остроумие и ностальгию. Очень по-английски!
Второе «британское вторжение» случилось спустя 20 лет после первого — ещё не были забыты национальные рок-герои The Who и The Rolling Stones, тем более The Beatles. Пока группы 80-х вроде Gang Of Four и Public Image Ltd занимались не столько написанием песен, сколько современным искусством, среди англичан рос запрос на мелодичную, лишённую упадничества, простую и понятную музыку. Битломаны и моды, студенты-интеллектуалы и выходцы из рабочего класса — брит-поп должен был объединить их всех.
Новый британский рок подкупал своей ироничной, приземлённой оптикой и эстрадными музыкальными трюками. В отличие от треков более экстремальных и экспериментальных исполнителей, песни пионеров брит-поп-волны можно было легко и с удовольствием петь как в пабах, так и на стадионах.
«Большая четвёрка»
Blur
Группу вокалиста-сонграйтера Деймона Албарна и гитариста Грэма Коксона принято поднимать в топы брит-поп-звёзд, но не ограничивать этим термином. Каждый альбом Blur, скорее, характеризует эпоху, чем отдельное направление в музыке.
Что послушать:
- «Leisure» (1991)
Дебютный альбом Blur, вдохновлённый манчестерским роком и тогда новомодным шугейзом. Несмотря на тёплый приём со стороны слушателей и критиков, Деймон Албарн назвал эту психоделическую, меланхоличную запись «ужасным альбомом».
- «Modern Life Is Rubbish» (1993)
Первая по-настоящему брит-поповая пластинка Blur. На «Modern Life Is Rubbish» группа резко и даже кардинально изменила свой стиль, в чём-то уподобившись The Kinks. Очищенные от реверберации риффы, насмешки в текстах и пригородный образ музыкантов помогли Blur собрать внушительную фанбазу.
- «Parklife» (1994)
Один из ключевых релизов брит-поп-эпохи. Оптимистичная ода Англии 90-х и сборник однозначных хитов, в числе которых «Girls & Boys» и одноимённый гимн британской субурбии, После такого альбома можно и вовсе не выпускать песен, но Blur записали «Song 2».
Oasis
Преданные поклонники The Beatles, амбассадоры бренда Stone Island и главные соперники Blur за звание самой популярной группы Великобритании. Группа Oasis была основана в 1991 году братьями Ноэлем и Лиэмом Галлахерами, которые хотели делать что-то между The Who, Sex Pistols и фолком Нила Янга. Брит-поп Oasis — это прямолинейный рок, лишённый художественных изысков, но не лишённый стиля.
Что послушать:
- «Definitely Maybe» (1994)
Первый полноформатник Oasis, и сразу успешный. Альбом зацепил своей непосредственностью и гитарной мощью всю Англию. Судя по шуму вокруг реюниона группы, мы до сих пор на крючке!
Послушать
- «(What’s the Story) Morning Glory?» (1995)
Второй полноформатник Oasis, который вышел спустя год после дебюта. И ещё больший успех! Альбом «(What’s the Story) Morning Glory?» стал самой коммерчески успешной записью 90-х годов, а его двухдневная презентация в Небуорт-хаус собрала рекордные для всей музыкальной индустрии 125 тысяч зрителей.
Послушать
Suede
Наиболее готический коллектив «большой четвёрки», Suede, привнёсли в брит-поп мрак постпанка вместе с утончённостью и барочностью глэма. Группа показала совершенно иную, тёмную сторону нового «британского вторжения».
Что послушать:
- «Suede» (1993)
Готика в звуке, декаданс в стихах и эпатаж Бретта Андерсона, фронтмена группы. Этот альбом звучит так, как если бы The Smiths заиграли гранж.
- «Coming Up» (1995)
Третий LP Suede, на котором группа отдаёт дань уважения поп-арту и глэм-року. Этот, как называл его Андерсон, «слегка слащавый поп» предвосхитил чартовый успех британской альтернативы в нулевых. Влияние «Coming Up» можно услышать, например, в ранних записях Muse и Placebo.
Pulp
Диско-рок-группа, основанная вокалистом и автором песен (местами — проклятым поэтом!) Джарвисом Кокером в 1978 году. Коллектив опередил своё время, однако это не очень хорошая новость — 14 лет Pulp находились в музыкальном подполье. Но в 1992 году эксперименты музыкантов с электроникой и «бытовой реализм» текстов Кокера сделали Pulp самой необычной группой британского мейнстрима.
Что послушать:
- «His ’n’ Hers» (1994)
Первый альбом Pulp-экстравертов и язвительных комментаторов британских реалий. «His ’n’ Hers» цементирует рецепт успеха группы: пульсирующую ритмику, лаконичные мелодические ходы и провокационную поэзию Джарвиса Кокера.
- «Different Class» (1995)
Пятая пластинка Pulp обеспечила участникам группы место среди брит-поп-пантеона. Герои этого альбом — в толпе, в офисах и в пабах: они всегда на виду, но их просто не заметить. Именно о таких «героях» поётся в треке «Common People», главном хите Pulp.
Не менее важные брит-поп-альбомы:
The Stone Roses — «The Stone Roses» (1989)
Альбом-предвестник перемен в музыкальном мейнстриме Туманного Альбиона, «The Stone Roses» сочетает психоделию манчестерского рока с дерзостью панка.
Radiohead — «Bends» (1995)
Второй студийный альбом (больше чем) арт-рок-группы Тома Йорка, как ни удивительно, тяготеет к брит-поп-сцене. На «Bends» Radiohead ещё играют гитарное инди на 4/4, разбавляя его вполне благозвучными балладами.
The Verve — «Urban Hymns» (1997)
Кое в чём эта группа напоминают Pulp — при всей непохожести звуков и смыслов, обе группы спустились с психоделических небес на твёрдую землю городских гимнов. Такому нисхождению посвящена, пожалуй, главная композиция The Verve — «Bitter Sweet Symphony».
Итоги и наследники
К 2000 годам брит-поп перестаёт доминировать на музыкальной сцене Великобритании, а группам «большой четвёрки» становится тесно в рамках рока «британского вторжения». Blur, добившись стадионной славы, уходят в лоу-фай-эстетику, Suede и Oasis ищут новые грани своего звука в свежей альтернативной волне, а Pulp и вовсе прекращают существование. На смену гитарному рёву приходит мягкость Coldplay, Snow Patrol и Keane. Пост-брит-поп-эпоху сменяет альт-роковый нигилизм и постпанк-ривайвл, а позже, в 2010-х, ренессанс психоделии и минимализма. Музыканты не перестают черпать вдохновение в наследии XX века. Значит ли это, что и с брит-попа рано или поздно смахнут пыль?
Upd.: После того, как Oasis объявили о реюнионе, их дебютный альбом «Definitely Maybe» возглавил официальный чарт Великобритании, а продажи пластинки выросли на 408%.
- нью-вейв: авангард и самиздат — New Order и Depeche Mode против электрогитар, «Кино» и Nautilus Pompilius меняют русский рок
- 5 лайвов: что посмотреть дома — чудесное спасение на Live Aid, выключенный MTV и Сергей Курёхин против всех
Автор: Владимир Наумов