Русский нью-вейв: самиздат, авангард и декаданс

Как Talking Heads и Depeche Mode соединили панк-рок и диско, а «Кино», Nautilus Pompilius и «АукцЫон» придумали отечественную рок-музыку

Русский нью-вейв: самиздат, авангард и декаданс

В предыдущих материалах, посвящённых истории музыкальной культуры, мы делали акцент на эволюции западной сцены. Разумеется, такие направления, как гранж, инди-рок и брит-поп способствовали фундаментальной перестройке звука не только за рубежом, но и в России. Но решающее влияние на отечественную гитарную музыку оказал другой стиль — так называемый нью-вейв, или новая волна.

Ещё по теме:


Совсем новая музыка

Как и в случае со многими другими жанрами независимой и популярной музыки, колыбелью нью-вейва стал Туманный Альбион. Именно там меломаны впервые услышали постпанк — окультуренное детище панк-рока, в котором на смену бунту пришли философские размышления и ирония. Этот меланхоличный, тревожный и характерный для своего времени жанр стал предтечей целого ряда стилей, сформировавших новую волну.

Постпанк-артисты стремились создавать звуковые полотна, которые бы разительно отличались от всей известной на тот момент музыки. Для этого они экспериментировали со звукозаписью, заново придумывали поэзию и превращали выступления в радикальные постмодернистские перформансы. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить выступление апологетов жанра — мрачного постпанк-квартета Joy Division.

Когда задиристые экспериментаторы Talking Heads и New Order, группа бывших участников Joy Division, смогли соединить экспрессию перегруженных гитар с холодным звучанием синтезаторов, это произвело революцию в индустрии. Их идеи подхватили Depeche Mode, Ultravox, Soft Cell и другие коллективы. Так от постпанка постепенно отпочковался синтвейв, представители которого не ориентировались на наследие панк-рока и черпали вдохновение из начавшего обретать популярность диско. 

В 80-е годы нью-вейв стал популярной частью музыкальной культуры, вследствие чего утратил свой былой радикализм. И пока Wham! и Duran Duran делали синтвейв максимально доступным для западного слушателя, в СССР новая волна вплотную соприкоснулась со стремительно развивающимся рок-движением.


Советская рок-волна

Первым отечественным популяризатором нью-вейва стал Владимир Кузьмин — звучание его групп «Карнавал» и «Динамик» разительно отличалось от того, что мог услышать в то время советский человек. По сути, Кузьмин первым на территории бывшего СССР «поженил» электрогитару и синтезаторы с более традиционными инструментами вроде флейты и скрипки. Примерно в то же время, а именно в начале 80-х, появились такие коллективы, как «Центр», «Рондо» и «Альянс». Они записывали и издавали свои пластинки самостоятельно — так называемый самиздат лежал в основе современной отечественной музыкальной культуры.

Ближе к концу 80-х новая волна начала особенным образом влиять на развитие двух главных отечественных рок-клубов — ленинградского и свердловского. Ранние записи «Кино», «АукцЫона» и «Агаты Кристи» звучат не как гитарный рок в привычном понимании —  в своём творчестве этим коллективам удалось соединить традиции русской поэзии и романса с характерными особенностями нью-вейва. 


Главные российские нью-вейв альбомы:

«Кино» — «Это не любовь», 1985

Одна из самых недооценённых работ икон постпанка и русского рока. Альбом разительным образом отличается от поздних сочинений «Кино», в основе которых — суровая мелодекламация, маршеобразная ритмика и обрывистые гитарные партии. «Это не любовь» — самая лирическая пластинка Цоя, Каспаряна и Титова, вдохновлённая творчеством The Smiths и Talking Heads. Редкая запись группы «Кино», на которой можно услышать пение Виктора Робертовича в высоком регистре.

Послушать альбом


Nautilus Pompilius — «Невидимка», 1985

Второй альбом арт-рок-коллектива под предводительством Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева. Группа особенно полюбилась режиссёру Алексею Балабанову — он одним из первых увидел в «Наутилусах» настоящих музыкантов нового поколения. Главные хиты с альбома — ироничный рок-н-ролльный трек «Никто мне не поверит» и вдохновлённая творчеством квартета Kraftwerk композиция «Кто я» — вошли в дебютный фильм Балабанова «Раньше было другое время».

Послушать альбом


«Альянс» — «Альянс-87»/«Дайте огня» (переиздан как «На заре»), 1987

Самая популярная запись пионеров отечественного синтвейва. Пластинка до сих пор звучит актуально и вызывает неподдельный интерес у современных слушателей — достаточно вспомнить композицию «На заре», которая относительно недавно пережила вторую волну популярности. В 2019 году участники «Альянса» опубликовали клип на этот трек в YouTube, и на данный момент ролик посмотрели более 10 миллионов раз. 

Авангардная эстетика и танцевальный прифанкованный грув альбома «Альянс-87»/«Дайте огня» вместе с сочинениями Эдуарда Артемьева и Александра Зацепина заложили основу одного из самых незаурядных направлений в электронной музыке — советвейва. Его самые известные представители — коллективы с характерными для той эпохи названиями: «Электроника 302», «Протон-4» и «Артек Электроника».

Послушать альбом


«АукцЫон» — «Как я стал предателем», 1989

Визитная карточка основоположников российского психоделического рока. «Как я стал предателем» — это и лихая панк-буффонада, и произведение перформативного искусства, и печальное размышление о прошлом и будущем советского человека. Работая на стыке конкретной музыки, военной песни и русского романса, Леонид Фёдоров, Олег Гаркуша и другие участники группы «АукцЫон» создали радикальное для своего времени произведение, аналоги которого сложно найти во всём многообразии современной музыки.

Послушать альбом


«Агата Кристи» — «Декаданс», 1991

Третий студийный лонгплей апологетов свердловского рок-клуба. Если в начале 90-х Шевчук, Цой, Кинчев и другие герои русской гитарной сцены искали вдохновение в социальном пафосе и дуновении «ветра перемен», то братья Самойловы, напротив, посвящали свои композиции культуре серебряного века с её разгулом и болезненным романтизмом. Главная тема альбома «Декаданс» — упадок — как общественный и национальный, так и сугубо личный. Пластинка до сих пор звучит свежо и интересно, в том числе благодаря броской, готически-мрачной поэзии Глеба Самойлова.

Послушать альбом

Современный российский нью-вэйв

После бурного развития в 80-х и 90-х новая волна в России отхлынула на целое десятилетие назад, уступив место более коммерческим направлениям в музыке. В основном это было связано с тем, что русский рок сформировался как жанр и стал по-настоящему масштабным явлением. Эксперименты со звуком перестали быть чем-то определяющим для покорившей стадионы отечественной гитарной сцены.

Еще по теме:

Ситуация начала стремительно меняться в начале 10-х, когда слушатели и сами исполнители уже пресытились прилизанным звуком современных рок-бэндов. В то время стали появляться музыканты, сочинявшие и записывавшие свои треки в условиях, далёких от студийных. Так постепенно возродился самиздат — артисты распространяли свои композиции через интернет и строили коммуникацию со слушателем напрямую, без участия продюсеров и лейблов. Эти тенденции сформировали отдельное направление в отечественной музыке  — новую русскую волну.


Кого послушать из групп новой русской волны:

«Буерак»

Флагманы современного русского постпанка. В своих песнях дуэт сочетает ироничные тексты с мрачными, характерными для жанра аранжировками.

Выступление в Студии МТС Live


«Ssshhhiiittt!»  

Психоделические рокеры, чьё творчество объединяет в себе дерзость сёрф-рока и эмоциональность постхардкора.

Выступление в Студии МТС Live


«Деревянные киты»

Главные представители шугейзинга на отечественной сцене. Коллективу удаётся совмещать характерную для жанра тягучесть и отстранённость со звенящим вокалом и глубоко личными текстами. 

Выступление в Студии МТС Live


Автор: Владимир Наумов

Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
bannermts
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете пользовательское соглашение
ОK