Нью-вейв: авангард и самиздат

New Order и Depeche Mode против электрогитар, «Кино» и Nautilus Pompilius меняют русский рок

Нью-вейв: авангард и самиздат

В предыдущих исторических материалах о музыкальной культуре мы много говорили об эволюции западной сцены. Разумеется, такие направления, как гранж, инди-рок и брит-поп способствовали фундаментальной перестройке звука не только за рубежом, но и в России. Тем не менее решающее влияние на отечественную гитарную, и не только, музыку оказал другой стиль — нью-вейв, или новая волна.

Читайте также:
  • гранж — история «саунда Сиэтла» и гид по альбомам жанра
  • инди-рок— как Sonic Youth, Pixies и Эллиотт Смит создали из шума и расстроенных гитар саундтрек вечной молодости
  • брит-поп— история триумфального восхождения Blur, Oasis и других групп нового «британского вторжения»

God Save New Wave

Как и в случае со многими другими жанрами музыки, как независимой, так и популярной, колыбелью нью-вейва стал Туманный Альбион. Именно там впервые прозвучал постпанк — окультуренное детище панк-рока, в котором на смену бунту пришли философские размышления и ирония. Этот меланхоличный, тревожный и характерный для своего времени жанр стал предтечей целого ряда стилей, которые несколько позже стали фундаментом новой волны.

Постпанки стремились создавать звуковые полотна, которые бы разительно отличались от всей известной на тот момент музыки. Для этого они экспериментировали со звукозаписью, заново придумывали поэзию и превращали выступления в радикальные постмодернистские перформансы. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить апологетов жанра — мрачный постпанк-квартет Joy Division.

Несмотря на свою экспериментальную природу, скоро музыкантам стало тесно в холодных звуковых интерьерах постпанка. Когда коллективы Talking Heads и New Order (где играли уже на тот момент бывшие участники Joy Division) смогли соединить колючесть своих гитар с возможностями синтезаторов, музыкальная индустрия и поп-культура снова зашагали рука об руку. Новые порядки «Говорящих голов» подхватили Depeche Mode, Ultravox, Soft Cell и другие главные хитмейкеры так называемого нью-вейва, освежающей приливной волны электронного звука. А там и до диско недалеко!

Читайте также:

В 80-е годы нью-вейв становился всё более популярным, как следствие — менее радикальным. И пока Wham! и Duran Duran писали максимально доступно для западного слушателя, в СССР новая волна вплотную соприкоснулась со стремительно развивающимся рок-движением.

Новая советская рок-волна

Быть может, кого-то это удивит, но первым отечественным популяризатором нью-вейва стал Владимир Кузьмин — звучание его групп «Карнавал» и «Динамик» разительно отличалось от того, что мог услышать в то время советский человек. По сути, Кузьмин первым на территории бывшего СССР «поженил» электрогитару и синтезаторы с более традиционными инструментами вроде флейты и скрипки. Примерно в то же время, а именно в начале 80-х, собрались и стали играть «Центр», «Рондо» и «Альянс». Группы записывали и издавали пластинки самостоятельно — самиздат лёг в основу отечественной музыкальной культуры.

Ближе к концу 1980-х новая волна начала особенным образом влиять на развитие двух главных отечественных рок-клубов — ленинградского и свердловского. Ранние записи таких групп, как «Кино», «АукцЫон», «Агата Кристи» звучат не как гитарный рок в привычном понимании — в своём творчестве этим коллективам удалось соединить традиции русской поэзии и романса с характерными особенностями нью-вейва. 

Главные российские нью-вейв альбомы:

«Кино» — «Это не любовь» (1985)

Одна из самых недооценённых работ икон постпанка и русского рока. «Это не любовь» разительным образом отличается от поздних сочинений «Кино», в основе которых — суровая мелодекламация, маршеобразная ритмика и обрывистые гитарные партии. Самая лирическая запись Цоя, Каспаряна, Титова и Гурьянова — такая могла бы выйти у The Smiths или Talking Heads — и редкая возможность услышать пение Виктора Робертовича в высоком регистре. 

В 2024 году увидел свет ремейк альбома «Это не любовь». Подробнее о нём мы рассказали здесь.

Nautilus Pompilius — «Невидимка» (1985)

Второй альбом арт-рокеров под предводительством Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева. Группа особенно полюбилась режиссёру Алексею Балабанову — он одним из первых увидел в «Наутилусах» музыкантов своего времени и героев нового поколения. Главные хиты с альбома — ироничный рок-н-ролл «Никто мне не поверит» и вдохновлённая Kraftwerk композиция «Кто я» — вошли в дебютный фильм Балабанова «Раньше было другое время».

7 июля «Нау» сыграют летний концерт в Зелёном театре ВДНХ.

Купить билеты

«Альянс» — «Альянс-87»/«Дайте огня», переиздан как «На заре» (1987)

Наиболее популярная запись пионеров отечественного синтезаторного звука — пластинка до сих пор звучит актуально и вызывает интерес у слушателей. Достаточно вспомнить композицию «На заре», которая пережила вторую и, вероятно, не последнюю волну популярности. 

Авангардная эстетика и танцевальный прифанкованный грув альбома «Альянс-87»/«Дайте огня» вместе с сочинениями Эдуарда Артемьева и Александра Зацепина заложили основу «лампового», для многих ностальгического направления синтвейва — советвейва. Его самые известные представители — коллективы с характерными названиями «Электроника 302», «Протон-4», «Артек Электроника».

«АукцЫон» — «Как я стал предателем» (1989)

Визитка основоположников российского психоделического рока. «Как я стал предателем» — это и лихая панк-буффонада, и произведение перформативного искусства, и печальное размышление о прошлом, настоящем и будущем советского человека. Работая на стыке конкретной музыки, военной песни и русского романса, Леонид Фёдоров, Олег Гаркуша и другие участники «АукцЫона» создали радикальное для своего времени произведение, аналоги которого сложно найти во всём многообразии современной музыки.

Ближайшее выступление группы «АукцЫон» состоится 27 июня на Summer Stage.

Купить билеты

Читайте также:

«Агата Кристи» — «Декаданс» (1991)

Третий студийный лонгплей апологетов свердловского рок-клуба. Если в начале 90-х Шевчук, Цой, Кинчев и другие герои русской гитарной сцены искали музыку в социальном пафосе и дуновении «ветра перемен», то братья Самойловы, напротив, посвящали свои песни культуре Серебряного века с её разгулом и болезненным романтизмом. Главная тема альбома «Декаданс» — упадок, как общественный и национальный, так и сугубо личный. Пластинка до сих пор звучит модно и захватывающе, последнее не в последнюю очередь благодаря броской поэзии Глеба Самойлова.

Современный российский нью-вэйв

После бурного развития в годы перестройки, российская новая волна отхлынула, уступив место более коммерческим направлениям в музыке. В основном это было связано с тем, что русский рок сформировался и стал по-настоящему масштабным явлением. Эксперименты со звуком перестали быть чем-то определяющим для покорившей стадионы отечественной гитарной сцены.

Ситуация начала стремительно меняться в начале 2010-х, когда слушатели и сами исполнители пресытились современным прилизанным звуком. В то время стали появляться музыканты, которые сочиняли и записывали свои треки в условиях, далёких от студийных. Это в некоторой степени возродило самиздат — артисты и группы распространяли свои композиции через интернет и строили коммуникацию со слушателем напрямую, без участия продюсеров и лейблов. Эти тенденции вылились в отдельное направление — новую русскую волну.

Кого послушать из групп новой русской волны:

«Буерак»

Флагманы русского постпанка и инди-рока. В своих песнях дуэт миксует ироничные тексты с мрачными, характерными для жанра аранжировками.

Выступление в Студии МТС Live

Читайте также:

«Ssshhhiiittt!»  

Психоделические рокеры, чьё творчество объединяет в себе ретро и модерн — дерзость сёрф-рока и эмоциональность постхардкора.

Выступление в Студии МТС Live

«Деревянные киты»

Первые заметные представители шугейза на отечественной сцене. Коллективу удаётся совмещать характерную для жанра тягучесть и отстранённость со звенящим вокалом и текстами о наболевшем.

Выступление в Студии МТС Live

Читайте также:

Автор Владимир Наумов