«Так иногда RHCP делают, чем мы хуже?»: интервью с группой «ГАФТ»
Участники петербургского инди-рок-трио — о коллегах по музыкальному цеху, травмах, своём «племени» и любимой литературе
Ещё одна пятница — ещё один выпуск Студии МТС Live. На этой раз героями нашего музыкального проекта стали неутомимые инди-рокеры «ГАФТ». Посмотреть очередной эпизод Студии можно на YouTube-канале МТС Live и в нашем паблике в VK. Мы поговорили с артистами о казусах во время выступлений и неиссякаемом источнике энергии коллектива, а они, в свою очередь, попытались сами взять интервью у нашего автора.
— В феврале группа «ГАФТ» отметила десятилетний юбилей. Дата, если честно, глобальная. Как вы ощущаете себя спустя столько лет музыкальной деятельности?
Иван Хохлов (гитара) — Кошмарно и очень стыдно! Тысячу раз уже поменяли звук, ну кто так делает?
Да нет, я, конечно, шучу. Всё классно. Но мы только года 3-4 назад окончательно врубились в то, что и как нужно делать. До этого приходилось часто работать по наитию.
— Когда вы пишете песни, вы чаще идёте от музыки или от текстов?
Николай Яковлев (вокал) — Одно стыкуется с другим. Обычно это происходит так: у меня рождается какая-то цельная идея по словам, содержанию и мелодии, а у Вани уже есть на это дело какая-то музыка. Очень радует, когда происходит синергия, и наши находки удачно складываются.
— Вы относите себя к инди-артистам или к какой-нибудь другой тусовке?
И.Х.: Мне кажется, нас сложно так просто взять и записать куда-то. Мы не совсем электроника, не совсем рок-музыка, не совсем инди и не совсем рэп.
Н.Я.: Я вот года три назад узнал, что у нас есть такая классная инди-сцена и мы, оказывается, её часть. Все наши любимые инди-группы мы собрали на сингле «Всё равно нулю» (записан при участии таких коллективов и артистов, как «свидание» «Комсомольск», Наша Таня, Монти Механик, lurmish, Яшникова, E-SEX-T и Гребенщик — прим. авт.).
И.Х.: Нет, ну там не все.
Н.Я.: Но многие.
- «Инди-рок: от контркультуры до мейнстрима» — как Sonic Youth, Pixies и Эллиотт Смит создали из шума и расстроенных гитар неподвластный времени саундтрек молодости
— Давайте как раз немного поговорим об этой коллаборации. Как возникла её идея?
Н.Я.: Год назад мы с Екатериной Яшниковой играли благотворительный концерт в маленьком пригороде Петербурга, в Вырице. Там мы приняли решение, что ровно через год, 4 февраля, мы снова сделаем что-нибудь хорошее. Потом кому-то писали менеджер и лейбл, кого-то я зазвал, и собралась эта вещь. Мне кажется, что всё как-то очень красиво и хорошо во всех смыслах смонтировалось. Получилось что-то общее, принадлежащее каждому из нас в равной степени.
— По-моему, трек «Всё равно нулю» очень созвучен всем музыкантам, участвовавшим в его записи.
Н.Я.: Вот мы решили их взять к себе, понимаешь? Не встраиваться в тусовку, а позвать их в нашу.
— Вопрос про New/Open Showcase. Что там такое у вас случилось? (Во время выступления у группы отказала техника и пропал звук — прим.авт.)
(Все нервно смеются)
Н.Я.: Слушай, ну, во-первых, нередко самый мощный опыт нам дают наши же ошибки. А во-вторых — я люблю прыгать на концертах. И в тот раз я прыгнул так, что обесточилось всё питание. Вылетела подложка и гитара, остались только барабаны и голос. Так что мы решили сыграть заново. Так иногда RHCP делают, чем мы хуже?
И.Х.: А потом у меня струна лопнула.
Н.Я.: А потом у Вани лопнула струна.
И.Х.: Вот если спрашивать, какой у меня девиз по жизни, то я отвечу: «Никогда не говори, что хуже быть уже не может». Сломался комп — не вопрос, всё слетело — тоже. На видео видно, как я заново программирую весь сетап прямо во время нашего выступления. Потом я допрограммировал, и радостный такой бью по струне, после чего она, конечно же, лопается. Только первая песня, у нас на всё про всё 15 минут. Осознав это, я понял, что меня ждёт самый кошмарный концерт в моей жизни. В принципе, так и получилось. Я потом пять дней сидел дома и смотрел аниме.
- В нашем большом интервью Антон Токарев, восходящая поп-звезда и автор нашумевшего трека «Седьмой лепесток», делится своими предпочтениями в японской анимации.
— Но при этом вы же победили.
Н.Я.: Мы получили запись на Студии МТС Live, и это для нас чуть ли не мощнее, чем грант.
— Мы красиво монтируем.
Н.Я.: Знаешь, всё сложилось даже лучше, чем я мечтал. Я думал, что при лучшем исходе у нас будет грант, и нам придётся самим всё разруливать. А тут за нас уже всё сделано.
— Давай ещё немного поговорим про прыжки и вырывание проводов. Откуда берётся энергия для всех этих подрывных действий?
И.Х. (Коле): Я, кстати, вспомнил — ты мне в декабре, когда мы играли в Петербурге, свернул комп. В Москве ты упал со сцены и сломал себе спину. Ну ладно, не сломал.
Н.Я.: Но гематомы до сих пор остались!
И.Х.: Мы играли в Punk Fiction.
— Место силы.
И.Х.: Да-да. Колян там шлёпнулся прямо на железную рампу.
(Коля издаёт громкий и радостный звук, с которым он, вероятно, упал на рампу)
И.Х.: Ты вроде спрашивал про энергию, а мы начали говорить про травмы.
Н.Я.: Мы ещё относительно недавно снимали лайв. Во время его записи я улетел в барабаны Игоряна.
И.Х.: И своротил всю установку. Коля пел и одновременно выставлял заново микрофоны для барабанов.
Н.Я.: Мне кажется, все эти силы берутся из дружбы и поддержки. Вся сила — она в людях, в человечном обмене от сердца к сердцу. Вот это, по-моему, даёт самую большую опору. Всё правильно говорю?
И.Х.: Ты всегда дело говоришь.
Н.Я.: А на концерте ведь как — в нём участвует весь зал. Весь зал работает сообща, в сотворчестве. Я не знаю, как можно видеть это и реагировать по-другому. Мы делимся друг с другом энергией, от которой вместе можно плясать полтора часа и совсем не устать.
— Ещё немного о людях. Не мог не обратить внимание на то, насколько вы дружелюбны и открыты в общении со своими подписчиками и поклонниками. У вас изначально была такая тактика, и вы её придерживались?
Н.Я.: Я как-то понял однажды, что важно не завоевать расположение всего мира, а найти своих людей. И никто за тебя, за твой коллектив этого не сделает. Я понял, что если я не буду ухаживать за этим нашим племенем, то не будет и племени, а значит, и группы не будет. Наша музыка не «в себе» и не для себя, она в первую очередь для людей. А посты в соцсетях — это просто продолжение разговора со слушателями. Музыка — это же тоже в некотором роде разговор.
Я просто болтун. Всю свою жизнь любил писать огромные письма. Теперь это продолжается в комментариях.
— Кстати о буковках. Вы любите почитать?
И.Х.: Я в последнее время нон-стопом читаю Германа Гессе. Как он тебе?
— Честно? Не получается с ним.
И.Х.: Хорошо. А Томас Манн?
— Прекрасен.
И.Х.: Серьёзно? Один же вырос из другого!
— Я в основном по русской классике, Вань.
И.Х.: Тогда тебе надо в Петербург. На какую-нибудь Владимирскую.
Н.Я.: Ходить по подворотням.
— Начали интервьюировать меня.
Н.Я.: Между прочим, из «Степного волка» выросла идея коллаборации «Всё равно нулю». Там есть момент, где герой и проводник видят, как где-то по облакам идут гении прошлого и смеются. Ну я и подумал — зачем мне гении прошлого, если я могу взять гениев настоящего?
«Степной волк» в МТС Библиотеке
И.Х.: Вот «Улисс» кошмарный.
— «Улисс» замечательный, если не лучший вообще.
И.Х.: Ну вот что с тобой не так? Я несколько раз пытался, но это всё какой-то безумный поток сознания.
Н.Я.: Нам просто необходимо собраться на этом же месте через год и обсудить наши литературные утехи.
Беседовал: Владимир Наумов