Невозможный русский поп: нулевые, часть 1

«Гости из будущего» и Reflex, Катя Лель и Алсу, певицы и их группы

Невозможный русский поп: нулевые, часть 1

Мы обещали вернуться — и вот мы снова здесь, бороздим просторы невероятной русской поп-музыки. Вдоволь проникнувшись энергетикой, диковинной красотой и свободолюбием звука эпохи перемен, мы решили прислушаться к пышному, глянцевому и не менее удивительному саунду нулевых. Погружаемся постепенно — этот материал посвящён наиболее важным для нашей масскультуры певицам и группам, в которых поют девушки.

«Гости из будущего» — «Зима в сердце»

Идеальный трек, чтобы послушать его сейчас, в эту холодную снежную пору. Вышедшая в 2001 году и давшая название альбому, композиция «Зима в сердце» доказывает, что Ева Польна и Юрий Усачёв действительно были гостями из будущего. И в наше время этот трек звучит современно и новаторски — трип-хоповый бит и запоминающиеся, необычные строки («Я уже слишком жива») выгодно отличают «Зиму в сердце» от бесчисленного множества песен о непростой любви. То же самое, к слову, можно сказать практически про любой трек «Гостей из будущего», но «Зима» — в сердце не только у нас: кавер на эту композицию можно найти, например, в совсем недавно вышедшем альбоме электропоп-группы «Моя Мишель».

В наше время участники дуэта продолжают творить, но уже не в рамках совместного проекта. Сейчас Ева Польна занимается сольной карьерой, новые песни певицы можно будет услышать 31 марта в клубе 1930 Moscow.

Билеты на концерт

Тем временем бывший саундпродюсер «Гостей из будущего» Юрий Усачёв пишет музыку для электрофолк-группы Zventa Sventana. С этим коллективом нам удалось поработать лично — летом 2020 года Zventa Sventana поучаствовали в онлайн-концерте проекта Шуры Би-2 «Куртки Кобейна», спустя год стали гостями Студии МТС Live, а этой зимой выступили в петербургском «Манеже» на МТС Live Sessions.

Reflex — «Non Stop»

Переносимся в 2003 год и включаем «Non Stop» — чуть ли не главный хит группы Reflex. Больше никакого экспериментального евродэнса в духе сингла «Дальний свет» — теперь гёрлз-бэнд зазвучал в стиле комфортного, цепляющего софт-рока. О том, как именно «Non Stop» цепляет, судите сами — посмотрим, за какое время вам удастся перестать напевать: «Музыка громче, глаза закрыты» и далее по тексту. И как тут не напомнить, что 19 марта вокалистка Reflex Ирина Нельсон исполнит песни группы, и в том числе и «Non Stop», в московском Vegas City Hall. 

Билеты на концерт

Экранизация визитной карточки «Рефлекса» смотрится на одном дыхании и, что называется, «без тормозов». Всё из-за довольно тестостеронового видеоряда — вдали от глаз толпы состязаются две футбольные команды, не гнушаясь прибегать ко всякого рода магии.

МакSim — «Знаешь ли ты»

В 2006 году исповедальная и бесконечно безысходная баллада «Знаешь ли ты» определённо разделила отечественный поп-мейнстрим на «до» и «после». Кто только не напевал эту песню, и вы, скорее всего, в их числе! Уже на первом альбоме МакSim создала несколько без преувеличения народных хитов («Нежность», «Ветром стать»), но «Знаешь ли ты» обрела культовый статус, особенно среди поклонников футбола и в частности ФК «Спартак». Что до самого трека, то он гениален в своей простоте и, о чём мы уже успели упомянуть, умопомрачительно печален. Одно прослушивание — и можно ненароком разреветься!

Катя Лель — «Мой мармеладный (Я не права)»

Погрустили — и хватит. По-хорошему странная песенка «Мой мармеладный» Кати Лель продемонстрировала, что тексты в поп-музыке могут быть подлинным guilty pleasure. Можно только догадываться, что имела в виду Катя Лель под условной «джагой-джагой», но, кажется, некоторая загадочность делает этот трек только симпатичнее. Не забудем и про клип, который, мягко говоря, не даёт ответов на наши вопросы — на протяжении всего ролика Катя путешествует на заднем сиденье авто в компании бабочки, а ближе к концу песни сама превращается в стаю бабочек. Одним словом, искусство.

«А’Студио» — «Улетаю»

В 2005 году к составу заслуженной казахско-российской (а чуть ранее — советской) поп-рок-группы «А’Студио» присоединилась вокалистка Кэти Топурия. Сказать, что это был мэтч — ничего не сказать. Достаточно вспомнить сингл «Улетаю» с одноимённого альбома, хотя мы уверены, что вы его и не забывали. «Невозможно рассказать вам историю мою, очень сложно», — задаёт настроение трека Топурия, после чего песня во всех красках демонстрирует всю мощь своего продакшна. Аранжировка удивляет не меньше — в треке нашлось место даже околорамштайновским гитарным запилам, которые, что поразительно, звучат весьма органично общему меланхоличному настроению песни. 

«Тату» — «Нас не догонят»

Группа-феномен, ознаменовавшая приход нового, свободного видения того, о чём должны петь поп-музыканты и того, как они должны строить диалог со слушателями. Дуэт Лены Катиной и Юли Волковой эпатировал и триггерил похлеще многих коллективов из бесшабашных 90-х, при этом творчество «Тату» ни в коем случае не уступало в точности и мощи их медийному образу. Взять хотя бы трек «Нас не догонят» — стопроцентный хит и мировой успех отечественного мейнстрима, в котором евродэнс прозвучал максимально обречённо, надрывно и протестно. И кто бы мог подумать, что композиция о подростках, их поиске свободы и борьбе за неё станет одним из гимнов сочинской Олимпиады в 2014 году?

Спустя 20 лет релиз альбома «200 по встречной» был отмечен масштабным трибьют-шоу, на препати которого побывал Сергей Мезенцев — наш «корреспондент» в мире культурных развлечений. Было весело — а иначе и быть не могло.

Серия материалов «Невозможный русский поп» о музыкальном мейнстриме 90-х:
  • часть 1 — «Иванушки International», «На-На» и другие бойз-бэнды, написавшие главные песни эпохи перемен;
  • часть 2 — Татьяна Буланова, Натали, Лада Дэнс и другие поп-дивы, песни которых стали пульсом новых времён;
  • часть 3 — «Комбинация», «Мираж», Reflex и другие гёрлз-бенды, хиты которых трудно не знать, легко напевать и невозможно не любить.

Стремится послушать всю невероятную русскую поп-музыку Владимир Наумов