Герои улиц. О художниках AR-спектакля Urban.Moskva, посвящённого уличной культуре
Новый диджитал-аудиоспектакль в дополненной реальности создан по мотивам работ выдающихся стрит-артистов: NeSpoon, Кирилла Кто, Миши Most, Жени Оззика (0331c) и арт-группы Zuk Club. Кружевные фракталы, стихограммы, ожившие лестницы на стенах города и бульдозерная инсталляция как символ противостояния искусства диктатуре власти
Баттл между Художниками и Хаосом
Urban.Moskva — это диджитал-аудиоспектакль, в котором для наибольшего погружения в происходящее используются технологии дополненной реальности. Посмотреть его можно бесплатно в любом удобном месте, используя лишь смартфон с установленным на него приложением MTC Live и наушники. Главное, чтобы вокруг было достаточно свободного пространства для установки порталов в AR-мир московского стрит-арта и взаимодействия с его объектами.
Зрителю предстоит стать свидетелем баттла между Художниками Улиц и ЖКХ «Хронос» — Жутким Комитетом Хаоса. Через экран своего смартфона пользователь увидит, как оживают в дополненной реальности произведения стрит-артистов, о которых пойдёт речь ниже.
Кружевные фракталы NeSpoon
AR-спектакль открывает работа польской художницы NeSpoon. Её визитной карточкой стали кружева. Рисуя бесконечные ажурные фракталы на улицах, NeSpoon превращает заброшенные серые постройки в прекрасные достопримечательности, вызывающие восхищение. Поначалу художница использовала кружевной рельеф для декорирования керамических изделий. Позже, осознав самодостаточную красоту узоров, стала использовать их в качестве отдельных произведений.
Настоящее имя художницы — Эльжбета Димна. Под псевдонимом NeSpoon она работает с 2009 года. За это время она приняла участие в выставках и фестивалях по всему миру. Её работами отмечены улицы России, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Индии, Испании, Швейцарии, Швеции, Армении, Финляндии, Португалии, Норвегии.
Художница плетёт свой кружевной узор не только с помощью трафаретов и баллончиков краски. Помимо стрит-арта она занимается керамикой, скульптурой и живописью. Глина — любимый материал NeSpoon, с помощью него она создаёт ажурные изделия, которые гармонично встраивает в городское пространство — в трещины, разломы и дыры, словно залечивая раны города.
Россию NeSpoon посетила в 2016 году, приняв участие во II Московской международной биеннале городского искусства «Артмоссфера». Её мурал «Кружева», созданный в рамках биеннале, сохранился до сих пор. Он находится в жилом квартале на стене технического строения во 2-м Самотечном переулке, дом 4, строение 2. Произведение NeSpoon вошло в программу Urban.Moskva как пример трансформации городского пространства с помощью индивидуального визуального кода.
Zuk Club и стихограмма «АЯ» Пригова
Следующий сюжет в спектакле Urban.Moskva представлен командой художников-муралистов Zuk Club. Это московская арт-группа из четырёх стрит-артистов, которая образовалась в 2001 году. Аббревиатура Zuk расшифровывается как «Зебра улетела куда». За 20 лет существования художники заявили о себе не только в России, но и за рубежом. Работы коллектива можно встретить во многих городах Европы.
Мурал «АЯ» был создан в Беляево в 2014 году во время граффити-фестиваля «Лучший город Земли», организованного департаментом культуры Москвы. Над проектом работали арт-группы Zuk Club и Come On Crew. Работа художников была выбрана и поддержана жителями района, которые проголосовали за проект, посвящённый основоположнику московского концептуализма, поэту и художнику Дмитрию Пригову. Он жил и работал в Беляево, очень любил этот район, водил по нему экскурсии «Литературное Беляево» и создал его поэтический образ в своих произведениях.
Мурал Zuk Club выполнен в виде увеличенной копии стихограммы «АЯ». Стихограммы — это отдельный жанр визуальной поэзии. Произведения Пригова в советское время распространялись только в самиздате, тексты вручную перепечатывались на машинке, что создавало специфическое изобразительное оформление, отличающееся от легального типографского производства. Словно в результате печатного сбоя буквы в стихограммах беспорядочно наползают друг на друга, создавая своим ритмом графическое произведение.
На глухом торце сталинской высотки по улице Профсоюзная, дом 102/47 видны словосочетания «не ты», «не мы», «не вы», «не они». Буквы складываются в огромную фразу «АЯ».
В 2020 году дом попал в тендер на капитальный ремонт. Мурал, ставший отличительной чертой района, должен был быть полностью закрашен. Согласно постановлению правительства Москвы, он не входил в список разрешённых изображений. На стенах домов официально можно рисовать только героев отечественной истории.
И вновь судьбу произведения решили местные жители, вступившиеся за проект, который уже стал исторической и культурной ценностью. Активисты Беляево составляли петиции, распространяли листовки, писали запросы во всевозможные муниципальные фонды. Памятник Пригову удалось отстоять — мурал «АЯ» был узаконен управой района.
Авангардный стрит-арт Кирилла Кто
Кирилл Кто — одна из самых значимых и узнаваемых фигур в российском стрит-арте. Философские изречения собственного сочинения, написанные разноцветными буквами на цветастом лоскутном фоне, стали фирменным стилем художника.
Настоящее имя артиста — Кирилл Лебедев. Его псевдоним — это ответ на вопрос «Кто автор?». Он не подписывает свои работы, а его высказывания — это рефлексия на тему существования уличного искусства. Одна из работ Кирилла — разноцветная фраза: «Достаточно ли того, что эта надпись сделана остатками краски, нелегально и своевольно, или нужен какой-то дополнительный и глубокий смысл и эффектная монетизация?».
Художник занимается уличным искусством уже около 20 лет. Он организовывал граффити-фестивали и стоял у истоков проекта «Стена» в ЦСИ «Винзавод».
Кроме текстовых афоризмов, Кирилл Кто заполняет город своими сказочными персонажами: Пуговицей и Лестницей-Самолазкой.
В AR-спектакле Самолазка оживает и разговаривает стихами Василия Каменского:
«И светляки по небу ползут
Я люблю бесшабашиться
В песнескитаниях
Утрокрылятся
Я кричу и пою».
Работа была выполнена этой весной и находится на территории стрит-арт-галереи «Графит», которая расположилась внутри креативного квартала на месте бывшего электродного завода рядом со станцией метро «Шоссе Энтузиастов». Пространство задумывалось как эпицентр стрит-арта в Москве под открытым небом, куда может прийти любой желающий, чтобы познакомиться с работами уличных художников в естественной среде.
Кирилл Кто со своей «Самолазкой» стал одним из первых, принявших участие в этом проекте. Персонаж, оживающий в дополненной реальности, находится на стене дома №2 строение 29 по улице Электродная. Также на стенах квартала уже появилось несколько работ арт-группы Zuk Club, а портрет Ван Гога, созданный при помощи технологий искусственного интеллекта, и вовсе стал символом района.
Скульптура Жени 0331c
Оззик — московский стрит-артист с граффити-бэкграундом. Его работы выполнены преимущественно в шрифтовой стилистике. Как и большинство актуальных уличных художников он выставляет свои работы в галереях, где занимается графикой, фотографией и скульптурой.
Оззик придумал технику рисования струёй огнетушителя, которой возможно делать работы очень большого формата, что удобно в условиях ограниченности во времени при нелегальном бомбинге — скоростном нанесении граффити. Однажды под Новый год он нарисовал огнетушителем огромную ёлку на торце дома. Дерево было празднично украшено брызгами краски из воздушных шаров, которые помощники художника бросали в стену.
В 2014 году художник реализовал совместный проект с футболистом сборной России Романом Широковым. Вместе они воссоздали на газоне с помощью краски самые памятные атаки спортсмена. Результатом коллаборации стал уникальный арт-объект — раскрашенный искусственный газон, который потом был выставлен в Центральном выставочном зале «Манеж». Целью проекта было продемонстрировать связь стрит-арта и спорта.
Женя Оззик считает, что сейчас уличное искусство перестаёт быть таковым. Современные технологии помогают автору создавать свои произведения с минимальными усилиями. Художник предлагает смотреть в будущее, оглядываясь на прошлое. Вспоминая, что недолговечные граффити являются отражением первичной потребности человека в творчестве, Оззик обращается к старомодной технике высекания в камне с помощью молотка и зубила. Эта идея перекликается с основной мотивацией уличного искусства — оставить свой след.
Работа с камнем — это тяжёлый физический труд, но дело стоит того — произведения будут жить веками. В AR-спектакле Urban.Moskva представлена одна из таких каменных работ художника. Это огромная скульптура «Черепаха», сделанная совместно с художником ГРИШЕЙ. Черепаха появилась в Москве в Измайловском парке у Лебедянского пруда в 2018 году.
Миша Most и «Бульдозер»
Завершает AR-спектакль Urban.Moskva работа Миши Most — стрит- и паблик-арт художника с узнаваемым стилем. В его произведениях разворачиваются сюжеты с изображением учёных, роботизированных людей и человекоподобных андроидов. Также в них присутствуют научные формулы и химические элементы, кристаллические структуры и прочие символы мира науки. Работы Миши Most посвящены теме влияния науки и технологий на общество.
Эту проблематику затрагивает и его арт-проект в Выксе (Нижегородская область), который считается на данный момент самым большим муралом в мире, выполненным одним художником. Площадь этой монументальной настенной живописи составляет 10000 квадратных метров. Работа покрывает фасад Выксунского металлургического завода и была создана художником и его ассистентами за 45 дней. Роспись визуализирует картину общества будущего, которая возникает в воображении и мечтах учёного-исследователя.
В 2008 году Миша Most был номинирован на премию Кандинского с уличным проектом «Диалоги». Это серия работ из нагромождения разноцветных контрастных пятен, которые выглядят как граффити, закрашенные коммунальными службами — баффы. Рисунок, замаскированный под бафф, ставит работников городских служб перед выбором: закрасить его или считать эти пятна уже выполненной работой своих коллег.
Представленная в спектакле Urban.Moskva работа Миши Most — это не граффити на стене. Это настоящий гусеничный бульдозер, который в 2019 году был установлен перед Западным крылом здания Новой Третьяковки. В создании арт-объекта приняли ученики художественной школы, которые расписали чёрную поверхность спецтехники собственными рисунками.
Эта бульдозерная инсталляция была создана в рамках выставки «Свободный полёт» в Третьяковской галерее, посвящённой творчеству художников-нонконформистов. Произведение Миши Most — это оммаж «Бульдозерной выставке», которую в 1974 году провели на пустом поле в Беляево неофициальные советские художники. Авторы, чьё творчество не вписывалось в существующую идеологию, подвергались критике и гонениям. Несанкционированная выставка превратилась в физическую расправу над художниками. Власти вывели на пустырь бульдозеры и поливочную спецтехнику. Выставленные картины были уничтожены, а к их авторам было применено физическое насилие со стороны сотрудников милиции.
Жёсткий разгон выставки вызвал широкий международный резонанс, не в последнюю очередь благодаря вниманию представителей западных дипкорпусов. Из-за чего под вопросом оказалось подписание Хельсинских соглашений. Желание советских властей сгладить сомнительную репутацию в глазах мировой общественности привело к организации новой, уже официальной выставки альтернативного искусства в Измайловском парке.
«Бульдозерная выставка» стала символом противостояния власти и свободного творчества. Спустя 45 лет инсталляция Миши Most помещает бульдозер, как символ, в новый контекст. Работы гонимых в советские времена художников сейчас находятся в музейных коллекциях разных стран мира. И флаги этих стран установлены над «Бульдозером» как напоминание, что настоящее искусство нельзя уничтожить, и что государственные границы бессильны перед ним.
- Уличное искусство — самовыражение или протест? Чем отличается стрит-арт от граффити, какими бывают фестивали уличного искусства и почему все так любят Бэнкси
- Дополненная реальность в культуре и искусстве. Про новые медиатехнологии, которые привлекают всё больше авторов и зрителей и меняют формат художественных выставок
- «New Nature» Recycle Group — портал в дополненную реальность. О выставке на тему вечной жизни в сети, прошедшей в Санкт-Петербурге
- «Путь новой реальности»: международный интерактивный фестиваль ARTLIFE FEST 2021 в Москве, посвящённый AR-технологии «оживления» произведений современного искусства
Автор: Елена Сорока