«Курара»: «Магия Урала — во дворах»
Большое интервью к 10-летию альбома «Шикарная жизнь»
В 2022 году ноября альбому «Шикарная жизнь» группы «Курара» исполнилось 10 лет. Мы лично поздравили уральских арт-рокеров с юбилеем и поговорили с основателями «Курары» Олегом Ягодиным и Юрием Облеуховым о «Петровых в гриппе», Екатеринбурге и «Шикарной жизни» в кавычках и без.
20 сентября «Курара» отпразднует 20-летие в пространстве «Море музыки» на ВДНХ.
— 10 лет исполняется вашей «Шикарной жизни». Как вы относитесь к этому альбому сегодня?
Олег Ягодин: Ощущение, как будто это всё было в прошлом веке.
Юрий Облеухов: За эти десять лет, конечно, многое изменилось. Песни трансформировались — тем более что у нас сейчас человек новый играет (Владимир Коперник пришёл в группу во время записи альбома «Брут», — прим. МТС Live). Недавно мы давали концерт в Екатеринбурге, и, к моему удивлению, несколько человек меня спросили: «Вы что, все песни переделали?».
— А если бы могли сейчас переделать — сделали бы это?
Олег: Я бы, конечно, просто всё переписал.
Юрий: Я бы пересвёл альбом. Недавно его слушал, и пара песен звучат хорошо, а остальные — очень странно. А так, мне кажется, это такой документ своего времени.
— А в плане содержания оставили бы всё как есть?
Олег: Ничего бы не убавил и не прибавил — там всё идеальненько.
Юрий: Даже удивительно — такой концентрат получился. Лирический и лёгкий альбом.
Олег: Ни одной мрачной композиции. «Пятна» разве что.
— Расскажите про обложку «Шикарной жизни». Как возникла её идея?
Олег: Мы тогда дружили с группой Right Foot Fantastique — там играли две девочки из тусовки Rock & Roll Killers. Они наряжались по-всякому, ходили по вечерухам разным.
Юрий: Они не только по вечеринкам ходили, а ещё свои наряды фотографировали.
Олег: Да. Тогда же был расцвет хипстерской темы. В общем, понравились мне эти фотографии — они передавали нужную для альбома атмосферу.
— Каким был 2012 год для вас и для группы «Курара»?
Олег: Итак. Сто лет назад, в 2012 году, ещё у многих не было смартфонов: я тогда ходил с CD-плеером. В то время я начал задумываться о том, чтобы бросить всё то, от чего меня перестало переть. И ещё у меня появилась дочь Алиса.
Наверное, тогда мы отходили от какого-то кайфожорства, начали на уровень выше подниматься.
Юрий: Нам хотелось на контрасте — а контрасты мы любим — после шума гитарного, мощи и жести альбома «Грясь» сделать что-то простое-понятное-лиричное. Близкое к поп-музыке — мы ещё любили говорить, что свою поп-музыку изобретаем.
Олег: Я помню, как мы слушали GusGus — из песни «Arabian Horse» выросла «Курара Чибана».
Юрий: Столько музыки было тогда! Причём такая смесь странная... В то время ещё пошла волна интереса к уральской музыке, интересовались группами нашими.
Олег: Ещё в 2012-м был конец света по календарю майя, или что-то такое.
— Запамятовал, в чём там был прикол.
Олег: Там какая фишка: говорили, что грядёт конец этого света и начало другого света. Вот как.
— Как вы сами изменились за эти 10 лет?
Олег: Получше стали, я думаю. Ну и постарели, как без этого?
Юрий: Внутренне подуспокоились. Вот мне было 37 лет, а сейчас — 47. У меня дети взрослые уже. Конечно, многое поменялось.
— Скажу пошлую вещь: «Курара» — это русские Depeche Mode. Вас, по-моему, роднит многое: мрачная электроника, тексты на грани поэзии и бытоописания... Лестно ли вам такое сравнение?
Олег: Мне лестно!
Юрий: Depeche Mode — очень лестное сравнение для нас!
Олег: Мы их большие поклонники. Возвращаясь к обложкам: в каком-то смысле мы тут под их влиянием. Многое у нас от Depeche Mode идёт.
- нью-вейв: авангард и самиздат — New Order и Depeche Mode против электрогитар, «Кино» и Nautilus Pompilius меняют русский рок
— Вас в принципе ещё трогает критика вашего творчества — сравнения с другими музыкантами, фразы «Вот есть такая группа “Курара” и всем её надо послушать» и всё в этом духе?
Олег: До сих пор удивляют, кстати, такие фразы.
Нам уже скоро загибаться пора, а нас только сейчас открывают.
— Мне это странно. Видел вас на Ural Music Night — очень большая аудитория, и звук у вас был соответствующий. Мне кажется, ваша история всё-таки не про клубы.
Олег: Даже у нас в городе иногда можно такое услышать: «Я всегда скептически относился к уральской музыке, а тут смотри-ка, какая группа. Прикольно».
Юрий: «Из Екатеринбурга? А, знаем, “Смысловые галлюцинации”, “Чайф”»!
Олег: «Курара», «Сансара»…
Юрий: Нас в один ряд почему-то ставят, хотя у нас нет ничего общего.
— Изучаю Екатеринбург по музыке, в том числе вашей. Куда мне сходить, чтобы лучше понять этот город?
Олег: По дворам надо ходить. Магия Урала — во дворах.
Юрий: И общении с людьми.
Олег: Очень красивый Уралмаш, рекомендую походить по Уралмашу. Красивый ВИЗ старый, около завода. Вторчермет ещё, где дворы Рыжего (Борис Борисович Рыжий, советский и российский поэт, — прим. МТС Live). В общем, у Екатеринбурга интересная окраина.
Юрий: А в центре аутентичное надо искать — тот же «Городок чекистов».
— Кто для вас самый важный писатель?
Олег: Набоков. Он сочетает всё лучшее в русской литературе, при этом всегда остаётся современным. Кроме него, ещё назову Чехова и Толстого.
— Слышали ли вы о писателе Алексее Сальникове?
Олег: Конечно! Это же наш человек.
— Как относитесь к его творчеству?
Олег: Хорошо отношусь, я люблю его читать. Сальников — про ту же магию Урала. «Петровы в гриппе», например. Я как сейчас помню — какой-нибудь 2001 год, выходишь с утра за хлебом и только через два-три дня оказываешься дома. Обязательно болеешь гриппом и обязательно через час-другой тебе где-нибудь накапают чего-нибудь спиртосодержащего. Очень по-свердловски. Хочешь понять Екатеринбург — читай Сальникова.
— Как проходили съёмки клипа «Доброй ночи»?
Олег: Есть такая художница и постановщица — Гульжан Ситахметова. Очень талантливая, хорошо уже идёт в своей среде. У неё один из методов съёмки — стоп-моушн, как в фильмах Яна Шванкмайера и советских мультфильмах. Я посмотрел, что она делала, и просто офигел. Сразу связался и сказал: «Давай, бери любую песню». Зацепились за «Доброй ночи», и через неделю она уже пришла с готовыми раскадровками. Так и сняли по ним, от и до.
Боги древнеегипетские — чего там только нет! Я вообще не вмешивался, только деньгами помогал: дорогой клип, всё там вручную сделано. Закончили снимать год назад, а выпустили только сейчас.
— Удивительно, как он совсем не утратил своей актуальности.
Олег: А мне он сейчас кажется наивным. Может быть, это даже хорошо.
— Никогда не боялись, что однажды вас не смогут понять ваши же слушатели? И случалось ли вам чувствовать, что вы где-то переусложнили, а где-то сделали проще, чем могли бы?
Олег: Нет, такого мы не чувствовали никогда. Но при этом наши слушатели не понимают каждый наш альбом! Говорят: «Не, это что-то не то». А через год такие: «О, да это лучший альбом!». В этом смысле интересно почитать комментарии к альбому «Пуля».
Юрий: Да тут к любому альбому интересно почитать комментарии.
Олег: Но с «Пулей» был просто ужас. Я тогда в первый и последний раз страдал по этому поводу.
— Что там было такого страшного?
Олег: Много было комментариев про брейгелевскую обложку с «Вавилонской башней» — сравнивали с другим известным альбомом. Хотя сейчас понятно, что «Пуля» — одна из наших лучших записей.
Юрий: За всё время мы так и не написали ни одной песни, про которую можно сказать, что это и есть «Курара». Даже не знаю, чего люди могут от нас ждать или не ждать. Но, действительно, после выхода каждого нового материала люди говорят:
«Понятно. Всё не то».
Олег: «Это уже не “Пуля”, конечно!».
Юрий: А насчёт переусложнений и всего в этом духе мы вообще не задумываемся. Если трек нас самих цепляет, значит, он готов.
Олег: Это правда. Как прёт, так и делаем.
— Есть ли у вас треки, которые вас сейчас не прут?
Олег: Вот мы редко играем песню «Короли».
Юрий: Редко — это громко сказано!
Олег: Вообще непонятно, зачем мы в принципе это делаем. Есть ещё такая песня «Зимняя».
Юрий: Там текст такой наивный!
Олег: Ну да, я там уж совсем.
Юрий: Песне уже больше двадцати лет. Я вот «Полли» недолюбливаю.
Олег: Мне «Паранойя диско» не очень нравится. Может, её переделать?
Юрий: Может, и переделаем.
— Это, кстати, тоже по душу «Депешей»: они свои старые песни обновляют под каждый тур.
Юрий: Мы в этом смысле не так ограничены, как Depeche Mode — у них есть обязательные программные вещи. Никто не поймёт, если они не сыграют «Enjoy The Silence» или «Personal Jesus».
Олег: Нам в этом смысле всё прощают.
— А если вы не сыграете «Курару Чибану»?
Олег: Ха! А мы её год и не играли!
Юрий: К десятилетию «Шикарной жизни» мы решили, что пора отдохнуть от «Курары Чибаны». По поводу переделок: иной раз бывает, что песня для нас перестаёт актуально выглядеть. Но вот недавно, готовясь к концертам, сыграли трек «Камни» в оригинальном варианте и поняли, что так и нужно продолжать её играть. Тут по-разному бывает.
— Помните ли вы свои самые первые стихи и песни? Что это были за сочинения и что вас побудило к их написанию?
Олег: Я до сих пор помню свой первый стих. Что-то такое лютое получилось, мрачное, где-то кривоватое. Но небанальное. Очень тогда хотел рок-группу, хотел петь в ней — подростковые все эти дела. Бывало, слушал кого-нибудь, и мне не нравилась рифма — пропевал так, чтобы мне всё нравилось.
А потом я у кого-то прочитал, что главное — это найти ритм, под него уже перебирать слова, и всё само собой появится. И ведь реально появилось! Так мы накидывали слова, тексты копились, из них мы составляли альбомы до «Механизмов» — писалось туго тогда. С «Механизмов» я решил больше никогда так не делать. Решил описывать только то, что происходит здесь и сейчас.
Юрий: Ну у меня как: музыкой меня заразил мой отец — он страстно любил джаз, блюз и ранний рок-н-ролл. Сам он был далёк от воспроизведения музыки, но при этом абсолютно чётко слышал всё, что хотел в ней слышать. Отец заразил меня этой детальностью, желанием разбираться, как кого зовут, что где звучит — у меня на всю жизнь отложилась любовь к таким деталям. В подростковом возрасте мне как-то само собой стало очевидно, что я только музыкой и хочу заниматься. Лет с 13 вопросов уже не возникало.
— Кто типичный слушатель «Курары», если такой существует в принципе, и что, по-вашему, его цепляет в вашей музыке?
Олег: Когда задают этот вопрос, я всё время начинаю что-то сочинять, а на самом деле — не знаю. Что-то находят, как и в других группах.
В нас есть и естественность с простотой, и какая-то лёгкая замороченность, и глубина. Сбалансированное сочетание света и тьмы. Нет?
— Мне как вашему слушателю самому было бы интересно разобраться.
Юрий: Да у всех по-разному: кого-то цепляют тексты, кому-то нравятся наши ритмы. Типичного слушателя у нас нет — на наших концертах кого угодно можно увидеть. Потому что, как я уже говорил, в нашей музыке нет ничего на 100 процентов типичного, нет типичной песни группы «Курара».
— В каком жанре был бы фильм про «Курару»? Музыкальный байопик за ответ не принимается.
Олег: Нуар. Такой лёгонький. Из начала 80-х, берлинский или манчестерский нуарчик. Чёрно-белая осень, кожаные куртки, мотоциклы.
Юрий: И всё повествование на диалогах.
Олег: Что-то в духе Джармуша… Нехило мы, конечно, придумали.
Юрий: И Том Уэйтс в роли Олега. А меня пускай Де Ниро играет!
- как смотреть Джима Джармуша — одиночки и романтики в творчестве режиссёра фильмов «Мертвец», «Выживут только любовники» и «Более странно, чем в раю»
- 5 фильмов о музыке и музыкантах — Натали Портман теряет душу, Пётр Мамонов — саксофон, а Майкл Фассбендер — голову
- «Выхожу на сцену и танцую. Всё» — интервью с шоуменом группы «АукцЫон» Олегом Гаркушей
- между хтонью и чудесами — о чём песни «4 Позиции Бруно», «Птицу Емъ» и «Пореза на собаке»
Беседовал Владимир Наумов