Кинопритчи как феномен искусства XX века
Игра в шахматы со смертью в «Седьмой печати» Бергмана, тревожные будни модного фотографа в «Фотоувеличении» Антониони, а также экранизация «Тибетской книги мёртвых» и слэшер, вдохновлённый творчеством Андрея Тарковского


Новинка этой прокатной недели — отреставрированная версия фэнтезийной драмы «Седьмая печать» мэтра независимого кино Ингмара Бергмана.
Картина является образцом жанра кинопритчи, возникшего в начале XX века на стыке режиссёрского мастерства, литературы и философии.
Фундамент направления заложил первопроходец голливудского кино Дэвид Уорк Гриффит — его работы «Рождение нации» (1915) и «Нетерпимость» (1916) стали больше чем просто аттракционом для массового зрителя. С помощью революционных на тот момент приёмов Гриффит воспроизвёл на экране эпические сюжеты из прошлого, чтобы поговорить со зрителем об актуальных проблемах современности.
Кроме голливудских кинорежиссёров, кинопритчи создавали и маститые деятели немецкого экспрессионизма, а именно Фридрих Мурнау и Фриц Ланг. Подобно Эдгару Аллану По, им удалось соединить в своих работах формальную основу жанрового кино с детективным сюжетом и философским подтекстом. Так родились фильм ужасов «Носферату, симфония ужаса» (1922) и мегаломанский эпос «Метрополис» (1927).
- «Что читать у Эдгара Аллана По» — рассказ о важных для готической литературы произведениях мастера
Начиная с 30-х годов прошлого столетия кинопритча оформилась как самостоятельное направление в искусстве. Именно с этого периода начинается наш гид по одному из самых новаторских направлений в кино, которое по сей день остаётся актуальным и востребованным среди режиссёров.
«Аталанта» (1934)
Режиссёр: Жан Виго
Чувственная мелодрама от Жана Виго — основоположника поэтического реализма в кинематографе. Иносказательный сюжет ленты повествует о непростых отношениях Джульетты и Жана, путешествующих на старой барже «Аталанта». Однажды Джульетту начинает тяготить жизнь на судне, и при первой же возможности девушка сбегает в манящий яркими огнями Париж. Расставание не идёт на пользу ни одному из героев — Жан теряет веру в себя и людей, а его возлюбленная сталкивается с изнанкой жизни в большом городе.
«Аталанта» — удивительно простой и при этом содержательный фильм. Сюжет картины максимально размыт и ненавязчив, что даёт зрителю свободу в его интерпретации. Во многом благодаря этому последняя полнометражная работа Жана Виго заслужила статус культовой среди признанных мэтров неспешного, наполненного скрытой метафизикой кино — в любви «Аталанте» признавались легенда киноандеграунда Джим Джармуш и выдающийся отечественный мультипликатор Юрий Норштейн. Кинопритча Виго также предвосхитила появление французской новой волны, которая строилась на переосмыслении жанровых канонов в угоду выразительному, во многом новаторскому киноязыку.
- «Разговор ни о чём: как смотреть Джима Джармуша» — одиночки и романтики в творчестве режиссёра фильмов «Мертвец», «Выживут только любовники» и «Более странно, чем в раю»
«Дорога» (1954)
Режиссёр: Федерико Феллини
Одна из наиболее известных картин Федерико Феллини, созданных в стилистике итальянского неореализма. Циркач Дзампано зарабатывает на хлеб демонстрацией своей силы — в качестве шоу он разрывает металлическую цепь у себя на груди. Коронный номер силача проходит под аккомпанемент барабана и трубы — на них играет наивная и добрая Джельсомина, которую Дзампано выкупил у её матери. Постепенно героиня проникается симпатией к артисту цирка, который за всю жизнь так и не научился ценить людей.
В 1954 году Феллини, поздние работы которого очаровывают визуальной пышностью, если не сказать разнузданностью, снял свою самую реалистичную и приземлённую картину. Но рассматривать «Дорогу» исключительно как драму о циркачах, пытающихся свести концы с концами в послевоенной Италии, было бы не совсем верно. Рассказ о Дзампано и Джельсомине — это прежде всего экзистенциальная притча о поиске счастья в жестоком мире, суровая история о крахе гуманизма и о мрачной стороне человеческой природы.
- «Как смотреть фильмы Федерико Феллини» — гайд по особенностям творчества великого кинематографиста
«Седьмая печать» (1957)
Режиссёр: Ингмар Бергман
После девятилетнего крестового похода рыцарь Антониус Блок возвращается в родную Швецию и встречает на своём пути человека в чёрной мантии. В незнакомце герой узнаёт Смерть, которая, в свою очередь, предлагает рыцарю сыграть партию в шахматы. На кону — жизнь Антониуса.
«Седьмая печать» — одно из центральных произведений Бергмана, его визитная карточка как автора и философа из мира кино. Работая с эпической формой — историей становления христианства в средние века — режиссёр пропускает её через своё видение, концентрируется на портретах персонажей и их психологических архетипах. Сюжет картины «Седьмая печать» выступает в роли фактуры, элемента аттракционизма, а основой фильма становится разговор о страхе и принятии неминуемости смерти.
«Фотоувеличение» (1966)
Режиссёр: Микеланджело Антониони
Однажды успешный фотограф Томас запечатлевает на плёнке, на первый взгляд, ничем не примечательную целующуюся пару. События принимают неожиданный поворот, когда герой обнаруживает, что ему удалось снять настоящее преступление — помимо влюблённых в кадр попали вооружённый пистолетом убийца и его жертва. Пытаясь самостоятельно разобраться в случившимся, Томас сначала теряет все найденные улики, а потом и вовсе перестаёт различать реальность и вымысел.
«Фотоувеличение» Микеланджело Антониони — это умелая пародия на детектив, за жанровыми надстройками которого прячется философский трактат о гедонистическом обществе поздних 60-х. Тревожная кинолента заигрывает со зрителем своим интригующим сюжетом только для того, чтобы свести на нет эмоциональное напряжение и катарсис в финальной части картины. Антониони буквально разрушает привычный детективный канон, превращая фильм в сугубо авторское, раздражающее и поражающее своей кинематографической красотой высказывание.
«Теорема» (1968)
Режиссёр: Пьер Паоло Пазолини
В роскошный особняк к известному промышленнику и представителю высшего общества приезжает с визитом таинственный незнакомец. За своё недолгое пребывание в гостях у фабриканта ангелоподобный юноша успевает развратить всю его семью и практически свести на нет жизнь главного героя.
От многих своих современников режиссёр, поэт и публицист Пьер Паоло Пазолини отличался выраженными, если не сказать радикальными взглядами на устройство социума. Постановщик относил себя к социалистам, о чём нередко заявлял в своём творчестве. Так, фильм «Теорема», помимо притчевой размытой структуры, взявшей многое из христианства, представляет собой манифест о духовной нищете буржуазии. В отличие от Бергмана, Феллини и других своих коллег, Пазолини предпочитает философии экзистенциализма духовное прочтение марксизма пополам с теорией психоанализа.
Современные кинопритчи: кто снимает и что посмотреть?
«Лабиринт фавна» (2006)
Режиссёр: Гильермо дель Торо
Оскароносный триллер от автора самых страшных и красивых киносказок. Сюжетно «Лабиринт фавна» напоминает историю Алисы в Стране чудес. Юная Офелия оказывается в заколдованном лабиринте, где знакомится с его хозяином — мудрым Фавном. Существо узнаёт в героине принцессу волшебного королевства и обещает помочь ей вернуться в свой дворец, если та до наступления полнолуния выполнит три смертельно опасных задания.
Кстати, в кинотеатрах можно посмотреть последний на данный момент фильма Гильермо дель Торо — неонуарный триллер «Аллея кошмаров».
- «Страшные сказки: как смотреть фильмы Гильермо дель Торо» — рассказ о творчестве и источниках вдохновения знаменитого режиссёра-визионера
«Антихрист» (2009)
Режиссёр: Ларс фон Триер
Вызывающий оммаж творчеству Андрея Тарковского от главного бунтаря современного артхаусного кино. Триллер «Антихрист» — это мрачная фантазия Ларса фон Триера о мире как колыбели зла и отчаяния. Структурно лента поделена на четыре главы, каждая из которых соединяет в себе элементы слэшера и медитативного психологического триллера. Триер эпатирует и шокирует зрителя не только жуткими сценами, но и их депрессивной трактовкой.
«Вход в пустоту» (2009)
Режиссёр: Гаспар Ноэ
Психоделическая мелодрама Гаспара Ноэ, вдохновлённая выдержками из «Тибетской книги мёртвых». Фильм начинается как снятая от первого лица криминальная драма, но в кульминационной части превращается в абстрактное полотно, напоминающее скорее произведение современного искусства, нежели кино в привычном понимании этого слова. Лента «Вход в пустоту», как и другие работы Гаспара Ноэ, изобилует гиперреалистичными сценами насилия, а также авангардными визуальными и звуковыми решениями.
Автор: Владимир Наумов