Как смотреть фильмы Федерико Феллини

К прокату последнего фильма режиссёра — «Голос Луны», экранизации «Поэмы о лунатиках» Эрманно Каваззони

Как смотреть фильмы Федерико Феллини

21 января впервые выйдет в российский прокат заключительная картина в карьере итальянского режиссёра. Фильм «Голос Луны» вышел за три года до смерти мастера, а показ приурочен к его дню рождения. В предвкушении просмотра расскажем о главных особенностях творчества Феллини.


Неореализм?

Федерико Феллини называл своим стилем неореализм, как у других значимых итальянских режиссёров Роберто Росселини, Лукино Висконти и Витторио де Сика. Но это не совсем так.

Его фильм «Дорога», первый из завоевавших международный успех, содержит многие черты этого направления: истории маленьких людей (нищета, социальные проблемы, неустроенность), простота и натурные съёмки, уход от вычурности и сентиментальности тогдашнего итальянского кино.

Однако «Дорога» явно демонстрирует и невыдержанность неореализма — Феллини не может удержаться от авторской трансформации мира, который он снимает. А фильм «Ночи Карибии» ещё раз подтверждает особенный взгляд этого художника. Поэтому стиль Феллини можно назвать фантареализмом — где фантазия смешивается с реальностью и использует её как метафору для своих идей.


Автобиографичность

В картине «Амаркорд» Феллини рассказывает о своей семье и детстве — действие происходит в его родном городе Римини, главный герой носит имя лучшего друга детства, а вся структура фильма выглядит как сновидения, переплетённые с фантазией. Реальные люди и события соседствуют со странными и вымышленными.

Один из лучших фильмов Феллини «Восемь с половиной» мог вообще не появиться из-за творческого кризиса, который отнимал у Феллини силы для написания сценария. Но из-за давления со стороны съёмочной группы (не хотелось лишать людей работы) режиссёр решил снимать о своих переживаниях, вещах, волнующих автора в неурожайный период карьеры. Название «Восемь с половиной» Феллини придумал, посчитав свои вышедшие на тот момент фильмы.

«Что представляет собой фильм „Восемь с половиной“? Это нечто среднее между бессвязным психоаналити­ческим сеансом и беспорядочным судом над собственной совестью», — 
Федерико Феллини

После успеха картины Феллини посещает идея сделать ещё одно путешествие в подсознание человека — в этот раз женщины.


Жена

Федерико и его жена Джульетта Мазина были бездетны: попытки завести ребёнка дважды заканчивались трагедией. Пара утверждала, что их дети — это фильмы, над которыми они вместе работали. «Женская» версия фильма «Восемь с половиной», картина «Джульетта и духи», публикой была принята довольно холодно. Возможно, из-за того, что вместо настоящего исследования женщины Феллини скорее рассказал о собственном представлении её внутреннего мира. Жена и исполнительница главной роли Джульетта Мазина пыталась вмешаться со своими предложениями, но Феллини её не послушал, о чём позже пожалел.

«В сущности, все персонажи, которых я игра­ла, — не Джульет­та Мазина, а по большей части сам Феде­рико. Кабирия — это Федерико. И „Дорогу“ не понять, не догадавшись, что Джельсо­мина, Дзампано и Матто — один и тот же человек. Конечно, местами можно найти что-то от меня и от других, но, по сути дела, все персонажи Федерико — это его автопортреты», — 
Джульетта Мазина


Марчелло Мастроянни

Своего главного актёра Феллини тоже находит благодаря Мазине. Они вместе учились и играли в одном театре. Увидев Мастроянни у Висконти в «Белых ночах», режиссёр решил, что актёр идеально подходит для роли в его новом фильме «Сладкая жизнь».

Так и получается: Мастроянни понял Феллини с полуслова и был способен играть, опираясь не на сценарий, а на образ своего персонажа. Союз актёра и режиссёра продолжится ещё в шести фильмах, и из-за знаменитой их автобиографичности Мастроянни со временем станут воспринимать как альтер-эго Феллини.

«Такая дружба и взаимопонимание, как у нас с Федерико, наверное, бывает только у гомосексуалистов. Федерико — мой друг и мой любимый кинорежиссёр. Наша взаимная привязанность вполне понятна. Когда мы вдвоём, нам нет надобности быть начеку, чего-либо опасаться. У нас сходные интересы. Мы оба любим секс и вкусную еду. Красивые женщины и хороший сыр для нас важнее политики… Я был alter ego Феллини, воплощением его души. Я нёс на себе груз его слабостей», — 
Марчелло Мастроянни


Женщины

Они всегда завораживали Феллини, но его связи — серьёзные и не очень — никогда не угрожали браку с Джульеттой, с которой они дожили до золотой свадьбы. Его влечение к женщинам было фанатичным, как у многих итальянцев, поэтому окружать себя красавицами Феллини любил не только в кино, но и в реальной жизни. А женские образы, созданные им в картинах, уникальны и невероятно разнообразны: это и матери, и актрисы, и проститутки, и архетипические символы Родины, Судьбы, Матери.

Автор: Ксения Павлючик

Что еще почитать и посмотреть