«Сила искусства — в способности преодолеть время»: разговор с Наумом Бликом
Первопроходец уральской рэп-сцены — об участии в digital-постановке Urban. Ekb, поэзии и родном Екатеринбурге
Ранее мы уже рассказывали вам о AR-спектакле Urban. Ekb — проекте, посвящённом локальной и стрит-культуре столицы Урала. Он доступен в приложении МТС Live — обязательно ознакомьтесь. В свою очередь мы поговорили с одним из его самых ярких голосов — Наумом Бликом, поэтом, рэпером и гражданином воспетого в спектакле Екатеринбурга. Нам удалось многое обсудить с Дмитрием (настоящее имя Наума Блика) — современный хип-хоп, любимых рок-музыкантов, вечные ценности и «тренды, что опадают, будто жёлтые листья с деревьев».
— Дмитрий, почему вы решили поучаствовать в создании AR-спектакля Urban. Ekb?
Наум Блик: Поступило предложение, и я посчитал, что это мог бы быть интересный опыт. Я давно хотел что-нибудь озвучить, и мне предложили роль Старика Букашкина — культового уральского персонажа (Старик Букашкин — екатеринбургский художник и поэт, один из главных популяризаторов «современного народного искусства» — прим.авт.).
— Какое послание вы хотели донести посредством этого спектакля?
Наум Блик: Мне хотелось показать преемственность поколений. Хотел показать, что всё самое лучшее, что Старик Букашкин дал этому миру, не забыто. И то, как много людей стараются противопоставлять несправедливости и жесткости красоту, любовь и свободу.
— Кому в первую стоит посмотреть Urban. Ekb?
Наум Блик: В первую очередь этот спектакль действительно стоит посмотреть молодёжи и тем, кто не очень знаком с творчеством Букашкина. Но и тем, кто видел его работы, тоже. Хотя бы для того, чтобы быть спокойными за своих детей и потомков — а то наши взрослые так любят переживать и думать, что из них «что-то не то» вырастет. Порой такие переживания переходят в паранойю. Посмотрев спектакль, взрослые, может быть, осознают, что с их детьми ничего плохого не случится — нужно просто дать им возможность свободно выражать себя и даже в чём-то безумствовать.
— Вы давно заботитесь о культурном ландшафте своего родного Екатеринбурга. Что вас мотивирует уже столько лет этим заниматься?
Наум Блик: В некотором смысле меня мотивируют собственные неудачи. А если серьёзно, то я просто не вижу другого выбора. К тому же я не могу не заниматься творчеством. Всё что я делаю — я делаю так или иначе во имя самовыражения.
— А как вы ощущаете эту потребность в творчестве и самовыражении?
Наум Блик: Я просто чувствую, что мне нужно рассказать миру о своих переживаниях. Думаю, это присуще каждому художнику, ведь любой художник хочет быть услышанным и понятым. Это основной двигатель нашей деятельности. Поэтому я уже много лет занимаюсь тем, чем занимаюсь.
— В начале 10-х вы подружили хип-хоп и поэзию своим релизом и спектаклем «Re:поэты». Тем не менее сейчас, как мне кажется, два этих жанра достаточно сильно отдалились друг от друга. Или я неправ?
Наум Блик: Вы правы, тут я с вами согласен. Время, когда хип-хоп и поэзия стояли рядом, прошло. Но, я думаю, что это рано или поздно изменится, потому что время идёт по спирали.
— Тут недавно говорил со Смоки Мо и Муровьём: они тоже пророчат скорое возвращение смыслов в жанр. Прозвучало такое определение современного хип-хопа, как «музыка тела».
Наум Блик: Хорошо сказано, правильно. Сейчас хип-хоп стал музыкой тела, а не головы. Превратился в музыку для шеи, для качания шеей.
— Это хорошо или плохо?
Наум Блик: Это просто данность. Современный мир даёт человеку возможность найти любую информацию, которая ему покажется нужной и интересной. Рэп для тела сейчас доминирует, и это вполне нормально. Но ведь можно пойти вечером танцевать в клуб, а утром открыть книжку Маяковского или Хармса, почему бы и нет? Одно другому никак не мешает и зависит только от выбора человека.
— Насколько, по-вашему, поэзия Золотого и Серебряного веков далека от людей, которые ходят танцевать в клубы? Я говорю в основном про молодых людей. Есть ли какие-то механики, как наладить культурный коннект и заставить ньюскульщика и хайпбиста проникнуться творчеством Александра Блока? Хотя «заставить», кажется, совсем не то слово.
Наум Блик: Заставлять действительно никого не нужно. Нужно показывать альтернативу, а человек уже выберет сам, что ему ближе. Взять мой альбом «Re:поэты»: мне писали слушатели и говорили, что он им открыл новые имена, помог начать читать поэзию. Я думаю, что мы не должны сокрушаться, рвать на себе волосы и говорить, что, мол, всё пропало, мы потеряли молодое поколение, а рэп уже не тот. Нам, художникам, музыкантам просто стоит делать своё дело. А отрицать прогресс и развитие культуры — не стоит. Тем более что вечные ценности — они потому и вечные, что не теряют своей актуальности.
— К каким поэтам и стихам вы возвращаетесь чаще всего?
Наум Блик: У меня есть ряд любимых поэтов, но сейчас часто обращаюсь в поэзии XX века. Например, недавно меня потрясло стихотворение Бориса Чичибабина «Дай вам Бог с корней до крон». Стихотворение 71-го года, почитайте.
Вернусь к рэпу. То, что происходит сейчас в музыке, конечно, очень классно и модно, но и это пройдёт. Я видел не один раз, как одна мода сменяла другую, тренды опадали, будто жёлтые листья с деревьев. Вспоминать же будут те вещи, которые проходят сквозь время. В этом и есть сила искусства — в способности преодолеть время.
— Расскажите про ваше последнее открытие в хип-хопе.
Наум Блик: Рэп как таковой меня сейчас мало интересует. Я из него вырос, сейчас мне ближе более литературные вещи. При этом я продолжаю делать музыку, и это по-прежнему рэп. Но удивить хип-хопом меня сейчас сложно.
— К Кендрику Ламару, например, вы как относитесь? Он всё-таки текстоцентричный артист, взял «Пулитцера».
Наум Блик: Мне сложно слушать его тексты — не нравится его голос. К тому же как-то видел его фотографию, где он в терновом венке на каком-то модном показе. Ну какой терновый венок, Кендрик? Ты сначала по воде научись ходить. Если говорить про хип-хоп, то Conway the Machine мне гораздо симпатичнее, хоть он тоже весь в бриллиантах. Или Evidence — он для меня настоящий авторитет. Как и битмейкер Alchemist. Ну и понятное дело, 2Pac или Снуп Догг — они уже легенды.
- «”Золотой век” хип-хопа: легенды из гетто» — как Тупак Шакур, Cypress Hill и Public Enemy прославили «музыку улиц» и определили развитие жанра на годы вперёд
Наум Блик: Почему Ламару дали «Пулитцера» я не берусь судить. Но считаю, что тексты Виктора Цоя, например, тоже заслуживают высокой литературной оценки. Они достаточно простые, но в этом и суть. Сильные образы, выраженные элементарными словами. Это нужно уметь, конечно.
— Я читал, что вы любили послушать «АукцЫон».
Наум Блик: Я и сейчас люблю. Это моя любимая группа.
— Чем они вас цепляют?
Наум Блик: Тем, что они шаманы, а мне нравится шаманство. Кстати, у них тоже очень интересные тексты, непредсказуемые. Ну и в целом у «АукцЫона» всё на высшем уровне сделано.
- «Русский нью-вейв: самиздат, авангард и декаданс» — как Talking Heads и Depeche Mode соединили панк-рок и диско, а «Кино», Nautilus Pompilius и «АукцЫон» придумали отечественную рок-музыку
— К «Гражданской обороне» как относитесь?
Наум Блик: Культовая группа, заслужившая свой статус, но я никогда не был поклонником Егора Летова. Есть несколько песен, которые мне нравятся. «Всё, как у людей», например. Наверное, это попса для ценителей «Гражданской обороны», но это моя любимая композиция группы из тех, что я слышал.
— Ещё немного про музыкантов. Вместе с вами над Urban. Ekb работали, в частности, ваши земляки «4 Позиции Бруно». Знакомы с творчеством этого коллектива?
Наум Блик: Я их слышал, но лично мы не общались. Рад, что нам удалось вместе поработать в одном проекте, хоть и не пересекаясь. Мне приятно оказаться с ними вместе в титрах.
- «Между хтонью и чудесами: о ком поёт Александр Ситников» — разбираем лор групп «4 Позиции Бруно», «Птицу Емъ» и «Порез на собаке»
— Нередко слушая Екатеринбургских музыкантов прихожу к такому мнению, что Урал обладает особой энергетикой — бескомпромиссной, где-то даже тёмной. Насколько это так?
Наум Блик: Я думаю, что это на самом деле присутствует. Разные люди из разных регионов это отмечают, а со стороны оно виднее.
— По-вашему, с чем это связано?
Наум Блик: Знающие люди говорят, что в дореволюционные времена на Урал свозили самых непокорных, и теперь свободолюбие у нас в генах. А, может, потому что мы северные люди, а север закаляет. Климат, вообще, влияет на характеры людей.
— У вас ещё брутальная урбанизация. Всё такое угловатое и суровое, особенно для москвича.
Наум Блик: Всё согласно традициям конструктивизма.
— Подскажите, где в Екатеринбурге можно побродить и на что посмотреть. Может, у вас есть какие-нибудь любимые места в городе.
Наум Блик: Лично у меня в Екатеринбурге не так много любимых мест, где можно погулять, не испачкав свои ботинки в грязи.
— А если я не боюсь этого?
Наум Блик: Если не боитесь, тогда весь город вам открыт. На самом деле, я не такой уж краевед. Спросите Алексея Шахова лучше, он делает экскурсии по стрит-арту.
— Дмитрий, у меня остался последний вопрос. Скажите, каким должно быть современное искусство?
Наум Блик: Оно должно быть смелым и свободным.
Беседовал: Владимир Наумов