Наслаждаясь звуком: почему мы продолжаем слушать и любить поп-музыку 90-х

Как Майкл Джексон, Мадонна и Depeche Mode записали свои самые успешные альбомы и безвылазно прописались в наших плейлистах

Наслаждаясь звуком: почему мы продолжаем слушать и любить поп-музыку 90-х

Среди меломанов принято боготворить 90-е — рассвет гитарного саунда, становление хип-хопа и важнейшие альбомы героев рок-сцены пришлись именно на этот период. В те же годы на плодородной почве соула и фанка с новой силой расцвёл музыкальный мейнстрим. 

Помимо звуковых и жанровых новшеств, развитию поп-сцены 90-х способствовал канал MTV — этот телевизионный гид по актуальной музыке формировал вкусы слушателей и задавал вектор развития молодёжной культуры. В 1981 году MTV подарил музыкантам новую площадку для диалога со своими фанатами, а также необходимые для него инструменты — видеоклипы. Начиная с премьеры ролика группы The Buggles с символичным названием «Video Killed the Radio Star», экранизация синглов стала неотъемлемой частью промоушна артистов. 

К 90-м годам прошлого века музыкальное телевидение стало представлять собой отлаженный механизм маркетинга, а начавшаяся с битломании поп-революция достигла своей кульминации. Подробнее героев того времени и их ключевые записи рассмотрим в этом обзоре.


Главные поп-альбомы конца 80-х — начала 90-х

Мадонна — «Like a Prayer» (1989)

Визитная карточка королевы поп-музыки и одна из самых влиятельных записей в истории зарубежной эстрады. Альбом цепляет своим полистилическим звучанием — Мадонна при поддержке саундпродюсеров Патрика Леонарда и Стивена Брэйя, а также певца и гитариста-виртуоза Принса смогла совместить элементы диско с соулом, госпелом и фанком. Не меньшего внимания заслуживают тексты песен, в основе которых — искренние и интимные воспоминания артистки о своей семье.

Послушать альбом


Depeche Mode — «Violator» (1990)

Прорывной альбом от легенд новой волны. Вдохновлённая альтернативным роком, блюзом и актуальной электронной музыкой запись сделала Depeche Mode субкультурным явлением мирового масштаба и главной синтипоп-группой планеты. В число готических гимнов c альбома «Violator» вошли электроник-рок-хит «Personal Jesus» и медитативная баллада «Enjoy The Silence».

Послушать альбом


Композиции Дэйва Гаана, Мартина Гора и Эндрю Флетчера в симфонической обработке можно будет услышать на концертах «Depeche Mode the symphonic tribute show» 15 января в столичном «Москонцерт Холле». Оркестр исполнит программу дважды за один вечер — в 17:00 и в 20:30.


MC Hammer — «Please Hammer, Don’t Hurt 'Em» (1990)

Первая хип-хоп-запись в музыкальной истории, удостоившаяся премии «Грэмми» в номинации «Альбом года». Отталкиваясь от свежих идей «золотой эры» хип-хопа, MC Hammer создал образцовую и во многом опередившую время рэп-запись. Прежде всего лонгплей «Please Hammer, Don’t Hurt 'Em» запомнился синглом «U Can’t Touch This», сочетающим в себе бит в стиле диско, фанковый грув и техничную читку Хаммера.  

Послушать альбом


Шинейд О'Коннор — «I Do Not Want What I Haven’t Got» (1990)

Переосмысление поп-рока от одной из самых неординарных певиц своего времени. Своей второй пластинкой Шинейд О'Коннор доказала, что стадионная музыка может быть интимной и уязвимой. Наиболее известная композиция с альбома — меланхоличная баллада «Nothing Compares 2 U» — принесла Шинейд две премии «Грэмми» в категориях «Лучшее альтернативное музыкальное исполнение» и «Песня года», от которых артистка отказалась по собственным убеждениям.

Послушать альбом


Майкл Джексон — «Dangerous» (1991)

Альбом, закрепивший за Майклом Джексоном звание короля поп-музыки. На лонгплее «Dangerous» певец, по словам критиков, буквально переизобрёл музыкальный мейнстрим, совместив в своих песнях нью-джек-свинг, фанк, индастриал, ритм-н-блюз, госпел и тяжёлый рок. Массивное звучание альбома идеально подходило к мегаломанскому образу Джексона — в то время артист уже был провозглашён лидером на западной эстраде и собирался покорить своей музыкой весь земной шар. В поддержку пластинки «Dangerous» король поп-музыки отправился в мировое турне, во время которого дал свой первый концерт в России.

Послушать альбом


Хиты Майкла Джексона в прочтении Натальи и Олега Бутман прозвучат 18 января в московском джаз-клубе «Союз композиторов».

Билеты на концерт


Уитни Хьюстон — «The Bodyguard OST» (1992)

Не нуждающийся в представлении саундтрек к культовой мелодраме Мика Джексона «Телохранитель». Для этой кинокартины Уитни Хьюстон записала полноформатный альбом, который стал одним из самых продаваемых в истории. Особую популярность как саундтреку, так и фильму в целом, принесла композиция «I Will Always Love You» — соул-версия хита Долли Партон. 

Послушать альбом


Roxette — «Tourism» (1992)

Самый концептуальный релиз поп-рок-дуэта Пера Гессле и Мари Фредрикссон. В альбом под полным названием «Tourism: Songs from Studios, Stages, Hotelrooms & Other Strange Places» вошли не только студийные треки, но записи, сделанные в гостиничных номерах. Самые известные композиции с пластинки — пропитанная духом глэма 80-х «The Look» и заряжающая позитивом «How Do You Do».

Послушать альбом


Поп-музыка в России 90-х

Последнее десятилетие XX века радикальным образом отразилось на развитии отечественной поп-сцены. На фоне глобальных социальных и экономических перемен зазвучала танцевальная, свободная и во всех смыслах новая музыка. 

«Руки вверх!» — данс-поп-группа, основанная Сергеем Жуковым и Алексеем Потехиным в 1993 году. Дуэт адаптировал для массового слушателя нишевые жанры электронной музыки — популярные на Западе евродэнс, хаус и техно. Коллектив известен своими цепляющими танцевальными хитам — «Крошка моя», «18 мне уже», «Он тебя целует» и многими другими.

Группа «Руки вверх!» отметит свой 25-летний юбилей масштабным турне, в рамках которого выступит 2 июля 2022 года в столичных «Лужниках».

Билеты на концерт


«На-На» — первопроходцы в жанре диско-поп на отечественной сцене. Собранный продюсером Бари Алибасовым в 1989 году коллектив поражал воображение публики броскими нарядами и яркими шоу.

4 января москвичи и гости столицы смогут увидеть квартет «На-На» на сцене концертного зала «Измайлово».

Билеты на концерт


«Отпетые мошенники» — первый поп-рэп-коллектив в России. Участники группы вместо привычного грува битов полагались на танцевальные мелодии. Иногда основой для очередной песни «Отпетых мошенников» становились семплы из западных хитов. 

К слову, все три коллектива заявлены в лайн-апе «Супердискотеки 90-х» 12 декабря в московском Adrenaline Stadium.

Билеты на концерт 

 

Кого ещё послушать из королей российской поп-музыки

 

Автор: Владимир Наумов