Ню-метал: как звучит самый декадентский жанр альтернативной музыки

Обзор главных альбомов Korn, Limp Bizkit и Slipknot — коллективов, которые разрушили границы между роком и хип-хопом и превратились из кумиров неформалов в титулованных стадионных артистов

Ню-метал: как звучит самый декадентский жанр альтернативной музыки

Что такое ню-метал? Жанр-наследник гранжа и альтернативного метала, подруживший рокеров и рэперов и породивший новых икон сцены? Или же коммерческий продукт, заранее обречённый на забвение из-за скупого набора изобразительных средств? Так или иначе, правда всегда где-то посередине — жанр развивался стремительно, из-за чего иногда представлял собой передовое направление, а временами начинал походить скорее набор клише и анахронизмов от рок-музыки.

Может быть интересно:

Сегодня ню-метал переживает новую волну популярности. К нему всё чаще обращаются артисты самых разных стилей и направлений, от героев альт-рок-сцены Bring Me The Horizon до певицы и иконы стиля Poppy.

В прошлом году легенды жанра Limp Bizkit после 10-летнего молчания выпустили альбом «Still Sucks», тепло принятый публикой и музыкальными критиками. И эволюцию ню-метала проще всего проследить как раз через основные работы мастодонтов направления — Korn, Limp Bizkit и Slipknot. 
Korn

«Korn» (1994)

Беспросветно мрачный и злой дебютный альбом пионеров ню-метала, вдохновлённый рассказом Стивена Кинга «Дети кукурузы». Музыкально пластинка тяготеет к психоделическому звуку альт-рокеров Tool, однако уже на своём дебютном лонгплее Korn смогли реализовать ряд самобытных и даже радикальных идей. Например, до Джонатана Дэвиса и компании никто не использовал в тяжёлой гитарной музыке волынку — соло на этом инструменте звучит во вступлении к композиции «Shoots and Ladders».

Послушать альбом

 


«Follow the Leader» (1998)

Альбом, ставший коммерческим прорывом для Korn и выведший коллектив в музыкальный мейнстрим. «Follow the Leader» отличается от ранних записей группы как качеством звука, так и масштабами проделанной работы по сонграйтингу и написанию аранжировок. В отличие от дебютной пластинки Korn, продакшн третьего лонгплея группы явно тяготеет к хип-хопу, что особенно слышно в треке «Children of the Korn». 

Послушать альбом


«Untouchables» (2002)

Самый тяжёлый по звучанию альбом ню-металистов. Пластинка цепляет необычным сочетанием мелодизма с монотонными сверхперегруженными гитарными партиями. Так, в открывающей альбом композиции «Here to Stay» всё пространство микса занимают гитары, вызывая параноидальное чувство тесноты. При этом сам трек, благодаря простому и запоминающемуся рифу, звучит как стадионный рок-гимн.

Послушать альбом

 


«See You on the Other Side» (2006)

Первый альбом новых Korn — после «See You on the Other Side» звучание коллектива стало ощутимо более лёгким и комфортным. Это объясняется как переходом группы под покровительство мейджора Virgin Records, так и желанием самих музыкантов по-новому раскрыться в глазах слушателей. В результате у Korn получилось настоящее жанровое удовольствие — своего рода музыкальный хоррор, под завязку наполненный гротескными образами и самоиронией. 

Послушать альбом


«The Path of Totality» (2011)

Пожалуй, самая экспериментальная работа поздних Korn. Коллектив объединил свой фирменный ню-метал-саунд с элементами дабстепа, который в начале 10-х из нишевого жанра электронной музыки выдвинулся в топы мировых чартов. В записи пластинки «The Path of Totality» поучаствовали важнейшие дабстеп-артисты — Skrillex,  Noisia, 12th Planet,  Kill The Noise и другие. 

Послушать альбом

 


Limp Bizkit

«Three Dollar Bill, Y’all$» (1997)

Дебютная пластинка первой метал-группы, чей вокалист выступал в мешковатых штанах типичного рэп-артиста. Уже в начале своей карьеры Limp Bizkit зарекомендовали себя как новаторы, скрестив речитативную подачу текстов с наследием коллективов Mr. Bungle и Ministry. Повлияли на творчество ню-металистов и коллеги по цеху, а именно тяжеловесы Korn и мелодисты Deftones.

В отличие от первопроходцев в жанре, участники Limp Bizkit работали более приземлённо и прямолинейно. Стравив друг с другом противоположные субкультурные эстетики рока и хип-хопа, артисты получили в результате идеальную концертную тяжёлую музыку. То же самое касалось и текстов — вокалист Limp Bizkit Фред Дёрст уже на первом альбоме группы предпочитал саморефлексии бойкие и ироничные нападки на коллег-музыкантов и индустрию в целом. 

Послушать альбом


«Significant Other» (1999)

Репрезент Limp Bizkit как самобытного ню-метал-коллектива. Именно на этой пластинке можно услышать треки-визитные карточки Дёрста и компании — настоянную на хардкор-рэпе композицию «Nookie» и идеальный стадионный хит «Break Stuff». На «Significant Other» Limp Bizkit уже не скрывали своей симпатии к хип-хоп-сцене, а одной из приглашённых звезд на лонгплее стал участник объединения Wu-Tang Clan Method Man.

Послушать альбом

 


«Chocolate Starfish and the Hot Dog Flavored Water» (2000)

Лучший альбом Limp Bizkit по версии самих музыкантов. Пластинка представляет собой микс из несочетаемого — мелодичности и грубости, искренней лирики и панковского нахальства, новаторства в работе со звуком и понимания того, каким должна быть коммерчески успешная запись. От предыдущих работ Limp Bizkit «Chocolate Starfish…» отличается эпичностью и даже кинематографичностью — неспроста трек «Take a Look Around» стал саундтреком боевика «Миссия невыполнима 2».

Послушать альбом

 


Slipknot

«Slipknot» (1999)

Первый альбом самой брутальной ню-метал-группы. В отличие от других артистов в жанре, участники Slipknot вдохновлялись преимущественно альтернативной сценой, а именно трэш-металом и индастриалом. На влияние последнего указывают необычные самодельные ударные инструменты, в том числе собранная из мусорных баков перкуссионная установка. 

Изначально лидер Slipknot Кори Тэйлор и другие участники группы делали ставку на скорость и ярость в исполнении, а также на сильные перформансы и необычный внешний вид музыкантов. Всё это до сих пор выгодно выделяет коллектив на фоне прочих представителей метал-сцены.

Послушать альбом 

 


«Iowa» (2001)

Самый мрачный альбом в карьере Slipknot, вдохновлённый Айовой — родным штатом участников группы. Своим настроением пластинка напоминает ранние работы Korn, а в музыкальном плане — записи грув-металистов Pantera времён «Vulgar Display Of Power». Уже на альбоме «Iowa» тяжёлая ритмическая поступь и тревожная поэзия Кори Тэйлора начала преобладать над неистовой агрессией дебютного полноформатника.

Послушать альбом


«Vol. 3: (The Subliminal Verses)» (2003)

После сурового лонгплея «Iowa» участники Slipknot записали свой самый мелодичный и простой для восприятия альбом. «Vol. 3: (The Subliminal Verses)» можно смело назвать сборником стопроцентных хитов — достаточно вспомнить нашумевшие треки «Duality» и «Before I Forget». Но помимо классических для Slipknot зубодробительных боевиков, на полноформатнике присутствуют и медленные композиции, среди которых — акустическая баллада «Vermilion Pt. 2» и постиндустриальное аудиополотно «Danger — Keep Away».

Послушать альбом

 


«All Hope Is Gone» (2008)

Последний альбом Slipknot с барабанщиком Джоем Джордисоном — в 2013 году музыкант покинул группу из-за проблем со здоровьем. «All Hope Is Gone» продолжил развивать находки пластинки «Vol. 3: (The Subliminal Verses)», двигая коллектив в сторону коммерческого звука. Самыми запоминающимися композициями с LP стали альт-роковый сингл «Dead Memories», классический для Slipknot трек «Psychosocial», а также сингл «Sulfur» — ещё одна акустическая баллада в дискографии коллектива. 

 

Ещё по теме:


Автор: Владимир Наумов