Как звучит ню-метал
В альбомах Korn, Limp Bizkit и Slipknot
Что такое ню-метал? Жанр-наследник сломанного рока 90-х, которому удалось найти слушателей среди всех возрастов и субкультур? Или коммерческий продукт, который был обречён на забвение? Правда о ню-метеле где-то посередине — между поколенческой музыкой и машиной по производству клише, гениальными идеями и сомнительными творческими решениями.
- гранж: грязный и надрывный — как Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden и Alice In Chains сломали рок-н-ролл
Сегодня ню-метал переживает новую волну популярности, но это даже не часть того внимания, в центре которого он был в 90-х и нулевых. Чтобы понять, что и когда пошло не так, мы переслушали пионеров жанра — Korn, Limp Bizkit и Slipknot.
Korn
«Korn» (1994)
Беспросветный дебют отцов-основателей ню-метала способен напугать не меньше, чем рассказ Стивена Кинга «Дети кукурузы», который, к слову, помог группе найти название и настроение. «Korn» — это тяжёлая (буквально) музыка, полное отсутствие приятных уху мелодий и — внезапно — волынка. Её слышно во вступлении к треку «Shoots and Ladders».
«Follow the Leader» (1998)
Коммерческий прорыв Korn, «Follow the Leader» отличается от ранних альбомов группы лоском и масштабами проделанной работы. В отличие от дебюта 1994 года, он сильно тяготеет к хип-хопу с его читкой и скрэтчингом — тогда это было ну очень модно. На том же «Follow the Leader» вышли одни из самых больших хитов Korn — «Freak on a Leash» и «Got the Life».
«Untouchables» (2002)
«Untouchables» цепляет незаурядным сочетанием мелодизма, припевов в духе стадионного рока и монотонного грохота сверхперегруженных гитар. Korn в версии 2002 года хочется сравнивать со стихией, запертой в тесной комнате. В комнате с Джонатаном Дэвисом — единственным человеком, голос которого по мощи не уступает этой стене звука.
- арена-рок — как U2, Red Hot Chili Peppers и Metallica переосмыслили себя и написали главные хиты гитарной музыки
«See You on the Other Side» (2006)
Первый альбом «новых Korn» — на «See You on the Other Side» звучание коллектива стало ощутимо более комфортным. Это объясняется как переходом группы под крыло мейджора Virgin Records, так и желанием её участников по-новому раскрыться в глазах слушателей. В результате у Korn получилась не лишённая самоиронии ню-метал-опера.
«The Path of Totality» (2011)
Спустя почти 20 лет с начала своего пути Korn решили удивить поклонников дабстепом, который внезапно и стремительно обрёл популярность в 2010-х. В записи альбома Korn «The Path of Totality» поучаствовали артисты, которым удалось сделать нишевую электронику мейнстримной — Skrillex, Noisia, 12th Planet, Kill The Noise и другие.
Есть мнение, что эта пластинка плохо состарилась. Так или иначе, это было смело, ну очень смело.
Limp Bizkit
«Three Dollar Bill, Y’all$» (1997)
Первый дроп метал-группы, вокалист которой выступал в мешковатых штанах и в красной кепке козырьком назад. В отличие от тех же Korn, Limp Bizkit работали более прямолинейно: натравив друг на друга противоположные эстетики рока и хип-хопа, они получили идеальную тяжёлую музыку для концертов и слэма. Что касается текстов, то уже на «Three Dollar Bill, Y’all$» Фред Дёрст предпочитал сложным метафорам диссы на коллег и музыкальную индустрию.
«Significant Other» (1999)
Limp Bizkit окончательно формулируют свой стиль. Именно на «Significant Other» можно услышать треки-визитки группы — хардкор-рэп «Nookie» и «Break Stuff», хит во всех возможных смыслах этого слова. Помимо брутального-гитарного, на альбоме нашлось место фитам с Джонатаном Дэвисом из Korn и с Клиффордом Смитом, он же Method Man.
«Chocolate Starfish and the Hot Dog Flavored Water» (2000)
Лучший альбом Limp Bizkit (по версии самих музыкантов). «Chocolate Starfish» представляет собой сочетание несочетаемого — мелодичности и грубости, сантиментов и панковских стейтментов, новаторства в звуке и понимания законов коммерческой записи. Всё это упаковано в обскурную обложку, далеко не последнюю у Limp Bizkit.
Slipknot
«Slipknot» (1999)
В отличие от других артистов ню-метала, участники Slipknot предпочитали хип-хопу трэш-метал и индастриал. Доказательство влияния последнего — самодельная перкуссионная установка из мусорных баков.
С самого начала Slipknot делали ставку на скорость и ярость, имидж музыкантов и собственную мифологию. Всё это до сих пор выгодно выделяет группу на фоне прочих.
«Iowa» (2001)
«Iowa» по праву считается одной из самых свирепых записей как Slipknot, так и всей современной тяжёлой музыки. Настроением альбом напоминает ранние работы Korn, тяжестью — группу Pantera времён «Vulgar Display Of Power», скоростью — самые смелые эксперименты артистов хардкора. Но всё это — лишь маска Slipknot, далеко не единственная и не последняя.
«Vol. 3: (The Subliminal Verses)» (2003)
Спустя 2 года с релиза «Айовы» Slipknot зазвучали гораздо дружелюбнее. Нет, на «Vol. 3» ничуть не меньше нигилизма и агрессии, чем в остальном творчестве группы. Но треки «Duality» и «Before I Forget» мало напоминают классический неуютный ню-метал — им так и хочется подпевать! Не меньше фанатов Slipknot удивила (надо сказать, приятно) дилогия «Vermilion», особенно её вторая акустическая часть.
«All Hope Is Gone» (2008)
«All Hope Is Gone» — попытка Slipknot заново создать и продать себя. На смену комбинезонам пришли рубашки и пиджаки, зубодробительная скорость перестала занимать центральное место в палитре группы. Хитов меньше не стало — среди них и «Psychosocial», и «Dead Memories», и «Snuff», ещё одна акустическая баллада. Все эти (отличные!) песни были написаны уже не столько исполнителями экстремальной музыки, сколько зарекомендовавшим себя брендом. Плохо это или хорошо — не нам судить.
- чем запомнится барабанщик Slipknot Джои Джордисон — путеводитель по главным альбомам с участием музыканта
Автор Владимир Наумов