Главные премьеры Петербурга сезона 2023–2024
Смотреть обязательно. Вас ждут новый потенциальный хит от Могучего, три интерпретации «Воскресения» Льва Толстого, Дон Кихот как мем «Страдающего Средневековья» и начало грандиозного празднования 150-летия со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда
«Холопы»
Где: в БДТ
В феврале начинаются предпоказы долгожданной премьеры Андрея Могучего «Холопы». Режиссёр создал масштабный спектакль по мотивам надолго забытой пьесы Петра Гнедича о жизни дворянской семьи Плавутиных-Плавунцовых во время царствования Павла I. Пьеса Гнедича исследует холопство как социальный и нравственный феномен и обличает царский деспотизм. В бенефисной роли княжны Екатерины Павловны выступит народная артистка России Марина Игнатова.
«Холопы» станут первой постановкой, которую Могучий выпустит в новом статусе свободного художника. Вместе с ним над постановкой работали его постоянные соавторы: художник Александр Шишкин и автор сценической адаптации текста Светлана Щагина, которые до этого уже выпустили с режиссёром спектакли «Материнское сердце», театральный сериал «Три толстяка», «Губернатор».
Когда: 14.03 и 15.03
«Воскресение»
Где: в Театре им. Ленсовета
Главным литературным источником нынешнего сезона в Петербурге не раздумывая можно назвать «Воскресение» Льва Толстого. Уже вышли или готовятся к выходу сразу три постановки романа в интерпретациях молодых режиссёров. Первым свою версию в Театре им. Ленсовета представил Айдар Заббаров, выпускник мастерской С. В. Женовача в ГИТИСе.
Режиссёр создал мощный, по-толстовски тяжеловесный и полифоничный театральный текст. Роли Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой исполнили Илья Дель, актёр клокочущего внутреннего драматизма, и Римма Саркисян, впервые играющая столь сложную героиню. В четырёхчасовом действии об ужасе государственной системы и несправедливости социального устройства нашлось место и трагическим размышлениям о стране, и остроумным сатирическим эпизодам, и эффектным театральным аттракционам.
Следующая зимняя премьера по этому роману — спектакль Никиты Кобелева с бесподобной Анной Блиновой в роли Катюши Масловой. Это его первая постановка в Александринском театре в должности главного режиссёра. И, наконец, в марте марафон «Воскресений» завершит премьера Семёна Серзина в «Приюте комедианта», где ансамбль с Таисией Вилковой, впервые выступающей на сцене этого театра, составят легендарная Роза Хайруллина и Евгений Санников.
Когда: 29.02, 10.03, 23.03, 06.04, 27.04
«Ещё один поход хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Панса, а также их старых и новых знакомых, в ожидании конца известных времен, или Просто Дон Кихот»
Где: в Театре «Суббота»
Кирилл Люкевич, создатель самого маленького петербургского театра «блоха» на шесть зрительских мест и нашумевшего экспериментального спектакля ковидной эпохи «4elovekvmaske», в своей новой постановке обратился к вечному сюжету Мигеля де Сервантеса. Вместе с драматургом Настасьей Фёдоровой Люкевич адаптировал роман для сцены как пацифистскую комедию о Средневековье.
Художники Александр Мохов и Мария Лукка создают пространство, отсылающее к эстетике театра Возрождения, — с живописной перспективой и наивной машинерией, но доверху набитое мемами, придуманными медиапроектом «Страдающее Средневековье». Дам художники одели в кринолины и корсеты, а Рыцаря печального образа — в звенящие доспехи, которые за весь спектакль ни разу не побывали в бою. Звезда андеграундной театральной сцены Александр Лушин показывает Дон Кихота не блаженным безумцем, несущимся навстречу подвигам, а рациональным миролюбцем, который за три с половиной часа сценического действия в корне меняет своё представление о героизме.
Когда: 17.04
«Ау»
Где: в БДТ
В октябре на малой сцене БДТ прошла премьера инклюзивного спектакля-лаборатории Яны Туминой «Ау». Постановка хоть и не является прямым продолжением «Языка птиц» (совместного проекта БДТ и центра «Антон тут рядом» 2016 года), но во многом ему родственна. Вновь на сцену легендарного театра вместе со звёздами труппы Виктором Княжевым и Алёной Кучковой выходят молодые люди с расстройствами аутистического спектра.
В центре новой истории — снова пернатые, которые на своём особом «птичьем» языке рассказывают историю о Чудо-Птице (Алёна Кучкова) и старике Птицелове, об одиночестве, привязанности и единении, свободе и любви. Спектакль получился в большей степени визуальным и предметным, роль кукол в процессе репетиций отошла на второй план, поскольку ребята из РАС проявили удивительные драматические амбиции.
Когда: 28.03, 24.04
«Местные»
Где: в Невидимом театре
Сентябрьская премьера «Невидимого театра» — по одноимённой пьесе почти забытого сегодня советского драматурга Александра Ремеза. Спектакль скуп визуально, однако беспощадно выкачивает воздух из груди — как дышать, когда на сцене творится такое? Режиссёр Настя Быцань, выпускница мастерской Юрия Красовского и магистрантка Вениамина Фильштинского в РГИСИ, поставила историю об уничтожении себя и окружающих, о природе насилия вообще и сексуального в частности.
Стандартная ситуация для советской молодёжи: студенты поехали «на картошку», перезнакомились, развеселились, но веселье увлекло на преступную дорогу. Ведущий артист МДТ Евгений Санников, актриса Социально-художественного театра Настя Грибова, актёр-сооснователь Fulcro Илья Якубовский, а также Алексей Фролов, Михаил Касапов и Иван Солнцев играют экзистенциальную драму о (само)разрушении и коллективной ответственности.
Когда: март 2024 года (следите за афишей театра!)
«Мейерхольд. Чужой театр»
Где: в Александринском театре
2024 год в Александринском театре пройдёт под знаком Мейерхольда — 150-летие со дня рождения Всеволода Эмильевича будут праздновать с большим размахом. Новую сцену уже нарекли именем великого режиссёра, а во внутреннем дворике ему установили памятник, который в точности повторяет эксцентричную позу режиссёра с портрета Бориса Григорьева. Перед спектаклями на Новой сцене проводятся музыкальные перформансы, а в дневное время — медиации и лекции о театре Мейерхольда. Эти мероприятия #мейерхольдоведения готовят зрителей к февральской премьере худрука театра Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр».
В основу постановки легли стенограммы общего собрания коллектива ГосТИМа — в декабре 1937 года там обсуждали статью Платона Керженцева «Чужой театр». С подачи журналиста сначала уничтожили Театр имени Мейерхольда, а потом и самого мастера. К подлинным диалогам Фокин добавил воспоминания и фантазии режиссёра, что уводит постановку от классической документалистики. Роль великого мастера исполнит Владимир Кошевой, до того сыгравший в Александринке Иосифа Джугашвили в спектакле «Рождение Сталина».
Когда: 06.03, 07.03
«Крум»
Где: в Камерном театре Малыщицкого
Новый спектакль Шерешевского, главного режиссёра КТМ, а с декабря 2023 года — и московского ТЮЗа, вышел в конце августа и сразу же приобрёл статус одной из главных премьер сезона. Шерешевский работает с пьесой израильского поэта и драматурга Ханоха Левина: безжалостно показывает уродливые черты персонажей, но всё же сочувствует им и не лишает последней надежды.
Эта история — о вернувшемся из эмиграции молодом писателе Круме, который вдруг осознаёт, что никакой он не писатель и давно уже не молод. Окружающие его люди — такие же слабовольные и жалкие, у них не осталось ни сил, ни причин для существования. Спектакль соединяет в себе печальные и болезненные черты пьес Чехова и трагическую красоту кинолент Тарковского.
В постановке заняты Александр Худяков, Антон Падерин и Татьяна Ишматова. Актёры впервые были замечены в ансамбле спектакля того же Шерешевского «Идиот» на сцене «Приюта комедианта». Уже тогда они показали необычайную слаженность в совместной работе и способность создавать глубоко прочувствованные драматические образы. В новом спектакле команда работает на том же высоком уровне.
Когда: 23.02, 24.02, 16.03, 17.03
Материал подготовлен «Театральным журналом»
Текст: Анастасия Воронкова
- 12 премьер сезона в театрах Москвы
- Love is all around. 10 спектаклей для романтического свидания
- Афиша театров в марте в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге