12 премьер сезона в театрах Москвы

Полгода театральной жизни запомнились московским театралам насыщенной чередой премьер. Мы видели «Маяковский. Послушайте» на сцене «Мастерской Петра Фоменко», «Мера за меру» Саши Золотовицкого и «Палату № 6» Евгения Закирова в Театре им. Вл. Маяковского. Помимо этих, выбрали для вас ещё 12 спектаклей, которые стоит посмотреть, если пока не успели

12 премьер сезона в театрах Москвы

«Баня»

Где: в Театре Романа Виктюка

Театр Романа Виктюка отметил юбилейный год Владимира Маяковского гротескным пластическим спектаклем Сергея Захарина «Баня».

Сцена — одна большая карикатура на бюрократический аппарат 30-х годов. В основе истории — мечты человека о светлом будущем. Воплотились ли они? На этот вопрос ответит спектакль. Текст «Бани» значительно сокращён. Ведущий актёр театра Дмитрий Бозин, воплощающий образ поэта через поэмы «Облако в штанах» и «Про это», рисует параллельный мир, в котором отражается предчувствие гибели коммунистической машины, а также его собственной судьбы. 

Режиссёр спектакля — Сергей Захарин, актёр театра и, так же как и Дмитрий Бозин, член его худсовета. Поклонники Театра Виктюка могут узнать актёров, занятых в спектакле: Юлию Короткову, Александра Старостина, Людмилу Платонову, Валерию Энгельс.

Когда: 22 февраля, 14 марта, 3 апреля

«Говори со мной» 

Где: в Театре им. Евгения Вахтангова

В основе спектакля — пять одноактных пьес американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии и автора всеми любимого «Трамвая „Желание”» Теннесси Уильямса. Среди них — «Долгое прощание» (1940), «Портрет Мадонны» (1944), «Отчуждённая собственность» (1946), «Говори со мной, словно дождь, и не мешай слушать» (1953), «Не могу представить, что будет завтра» (1970).

Пять историй, объединённых темами отчуждённости творческого человека и его спасения в придуманном мире. Название взято из заглавия одной из пьес. Выбор режиссёр объясняет так: «Я почувствовал магию этой фразы: она имеет большую важность и для того, кто её произносит, и для того, кто её слышит. Когда мы произносим: „Говори со мной”, мы как будто даём человеку обещание, что будем его слушать. Человек, которому сказали: „Говори со мной”, — понимает, что его хотят вывести из тишины, из молчания. Молчание ведь может не только созидать, но и разрушать. Сказано: „Вначале было Слово”. Так что „Говори со мной” — это обращение и к Богу, и к человеку. У Уильямса много Бога в его произведениях, он общается с Ним очень индивидуально, очень личностно. Это общение становится порою конфликтным, но от этого – ещё более честным». 

Для режиссёра ведущей темой оказывается придуманный человеком иллюзорный мир, который становится внутренней опорой в борьбе со злом окружающего мира. 

Когда: 14 марта, 9 и 30 апреля  

«Последнее лето»

Где: в Театре Наций

Спектакль с участием звёзд, известных зрителю по ТВ-проектам и большому кино: Юлии Пересильд, Вениамина Смехова и Ивана Добронравова. Действие спектакля разворачивается во время Первой мировой войны, в небольшом посёлке Куоккала (нынешнее Репино, посёлок в Ленинградской области), где последнее перед революцией лето проводит жена офицера Анна и её семья. Главные герои спорят о литературе и судьбе родины, философствуют о жизни, читают и даже устраивают спиритические сеансы с раскладами таро. 

Дмитрий Чащин ставит спектакль о памяти золотого времени, которое безвозвратно утекает сквозь пальцы, несмотря на все попытки героев удержать его. Художником по костюмам стала Виктория Севрюкова — одна из самых востребованных театральных художников сегодня.

Когда: 25 и 26 марта

«Фигаро»

Где: в Театре на Таганке 

Лариса Долина в роли Марселины, Ирина Апексимова — графиня Розина в динамичной феерии Дениса Бокурадзе. 

«Почти комедия» о сообразительном и талантливом интригане, который добивается своих целей самыми разными способами, играется под стихи Николая Денисова и музыку Арсения Плаксина в исполнении оркестра. Спектакль — это театр в театре, где актёры, не выходя из образов, называют друг друга обыкновенными именами. Режиссёр не переносит действие в сегодняшний день, но и классической версией спектакль назвать трудно. 

Режиссёр спектакля Денис Бокуразде — художественный руководитель театра «Грань» в Новокуйбышевске, трёхкратный номинант на премию «Золотая маска» («Таня-Таня» в 2016 году, «Корабль дураков» в 2017-м, «Король Лир» в 2018-м). 

Когда: 29 февраля, 7 и 9 марта

«Лес» 

Где: в Театре им. Вл. Маяковского

Островский — частый гость московских театральных афиш, а спектакль «Лес» — уже восьмое обращение Театра им. Маяковского к драматургу за последние годы. 

Первой постановкой по Островскому в театре была комедия «Бешеные деньги»: сто лет назад её осуществил Всеволод Мейерхольд. Сейчас спектакль по этой пьесе на Большой сцене театра идёт в режиссуре Анатолия Шульева; также здесь можно увидеть «На всякого мудреца довольно простоты» и «Таланты и поклонники». В филиале на Сретенке идут «Дикарка» и «Не всё коту Масленица». Малая сцена представляет «Блажь» и «На бойком месте».

Новый худрук театра Егор Перегудов взял для постановки пьесу «Лес». В его спектакле прежде всего обращает на себя внимание сценография: сцена залита водой и превращается в реку, по которой плывут яблоки и брёвна. Это не первая работа режиссёра, где декорации задавали бы форму спектакля и были бы столь примечательны: в спектакле «Месяц в деревне» в МХТ им. А. П. Чехова Перегудов наполнил сцену сеном (зрителей предупреждают об этом при покупке билетов), а героев «Ромео и Джульетты» в РАМТе «загнал» в подземный переход метро. 

«Лес» готовили долго: артисты и режиссёр даже посетили усадьбу писателя в Щелыково, где провели первую читку пьесы. В спектакле заняты: в роли Гурмыжской — Анна Ардова, Счастливцева — Сергей Удовик, Несчастливцева — Вячеслав Ковалёв, Аксюши — Кира Носова. 

Когда: 26 февраля, 4 и 30 марта, 19 и 29 апреля

«Мизантроп и я» 

Где: в РАМТе

«Мизантроп» Мольера был написан в 1666 году и считается образцом «высокой комедии», которая, по словам А. С. Пушкина, «близко подходит к трагедии». Теперь же эта пьеса представлена в современном кинозакулисье. Действующие лица — актёры, осветители, гримёры, операторы. Здесь на съёмочной площадке кипят любовь, ненависть, боль, а человеческая искренность скрывается под маской искусственного глянца. Игра набирает обороты, грань между правдой и ложью неразличима. Главный герой Альцест (Макс) ненавидит людские пороки и вскрывает общественные язвы.

Режиссёр Екатерина Половцева говорит о спектакле как о череде компромиссов: «Сегодня у нас два пути: молчать, терпеть, ждать — или идти на баррикады, „глаголом жечь сердца людей”. И тот, и другой — про разрушение либо себя изнутри, либо своего комфортного, удобного мира снаружи. И уже речи не идёт о поиске счастья или гармонии, а скорее о том, как остаться живым в этой череде компромиссов».

Когда: 17 февраля, 8 и 28 марта

«С вечера до полудня»

Где: в Школе драматического искусства

Пьесу Виктора Розова «С вечера до полудня» нечасто можно встретить на театральных подмостках. Она не так известна, как «Вечно живые», с которой начался ефремовский «Современник», однако многие называют эту пьесу лучшей по композиции. 

События сюжета развиваются за несколько часов. По выражению режиссёра Егора Равинского, «внутреннее движение героев происходит от болезни к выздоровлению». Обращаясь к пьесе, он выделил для себя главные темы: мораль и справедливость, а также поиск своего собственного пути.  

В спектакле заняты: Олег Охотниченко, Андрей Финягин, Ольга Бондарева, Кирилл Тепляков, Мария Викторова, Сергей Ганин, Максим Маминов.

Когда: 15 февраля, 14 марта

«Брехт. Швейк. Вторая мировая»

Где: в Студии театрального искусства

Предъюбилейный 19-й сезон, названный в СТИ «сезоном учеников» Сергея Женовача, открывается постановкой Уланбека Баялиева «Брехт. Швейк. Вторая Мировая».

Основой спектакля стала сатирическая пьеса Бертольда Брехта «Швейк во Второй мировой войне», написанная в 1943 году. Это история о маленьком человеке, который попадает в оккупированную немцами Прагу начала 1940-х. Сможет ли он остаться Человеком во время трагических событий?

Главная идея спектакля в том, что маленький человек делает большое дело. Причём для режиссёра здесь особенно важно то, что «большое ведь складывается из малого». Также он говорит, что эта история о том, что «мир устроен плохо, но надо жить. И жить надо с улыбкой».

Уланбек Баялиев — выпускник первого набора Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе. В 2004 году он дебютировал в СТИ с постановкой по Островскому «Поздняя любовь».

Когда: 23 и 27 февраля, 6, 17 и 22 марта

«Приглашение на казнь» 

Где: в Театре Ермоловой 

«Скрипка, звучащая в пустом пространстве», — именно так Владимир Набоков говорил о своём романе «Приглашение на казнь», называя его единственной поэмой в прозе. 

Главный герой — Цинциннат Ц., долгое время пытающийся скрыть свою непохожесть на окружающих, однажды теряет бдительность и оказывается приговорённым к казни. 

Режиссёр Марина Брусникина определяет главную тему спектакля как несовпадение героя с окружением и тот факт, что всегда есть выход и спасение, и подчёркивает, что для неё работа над постановкой стала вызовом, ведь «главное — это талант автора, который очень трудно, но необходимо перенести на сцену». 

Архитектуру пространства решила Нана Абдрашитова, которая вместе с Мариной Брусникиной работала над такими спектаклями, как «Офелия боится воды» в МХТ им. А. П. Чехова и «Грех да беда на кого не живёт» в Et Cetera.

Когда: 9 и 22 марта, 4 апреля

«Слава. Молодость» 

Где: в Театре на Бронной

Художественный руководитель Театра на Бронной и один из самых модных театральных режиссёров Москвы Константин Богомолов продолжает своё театральное исследование советской драматургии. Пять лет назад он поставил «Славу» поэта Виктора Гусева в БДТ им. Товстоногова, где в 1936 году эта пьеса и была представлена впервые. И вот в 2023 году режиссёр вновь берётся за этот текст с целью «омолодить» героев и показать их московскому зрителю. 

Новая постановка максимально приближена к сегодняшнему дню, а многие роли сыграны артистами, известными по другим спектаклям Богомолова в Театре на Бронной: Василисой Перелыгиной, Анной Патокиной, Даниилом Чупом. Роль Родины исполнила Катерина Васильева, чей монолог о необходимости снаряжения сыновей в случае войны становится главной темой спектакля. 

Виктор Гусев — поэт и драматург, автор сценариев «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» и других картин. «Слава», написанная в 1934 году, — дебютное произведение драматурга: стихотворная героическая мелодрама о двух инженерах.  

Когда: 28 февраля, 13 и 27 марта

«Обыкновенное чудо» 

Где: в Театре им. Вахтангова 

«Обыкновенное чудо» — это любовь, невысказанная, мучительная и в то же время всепобеждающая. История о том, что понять человека мы можем лишь тогда, когда действительно его полюбим. Иван Поповски ставит спектакль о крушении волшебной сказки. Чудо здесь — надежда на исцеление, которое не всегда случается в реальной жизни, а любить в этом мире оказывается гораздо страшнее, чем умереть. Может быть, поэтому герои утрачивают смысл просить судьбу о чём-либо? 

Автор пьесы Евгений Шварц посвятил эту сказку жене, в которую он на протяжении всей жизни был «влюблён, как мальчишка». Все его произведения — это размышления о добре и зле, о любви и человеческих взаимоотношениях. Тексты Евгения Шварца стали основой золотой коллекции советского кино. По его текстам сняты любимые поколениями фильмы: «Золушка», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Марья-искусница», «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени» и другие.

Когда: 27 февраля, 7 и 30 марта, 12 и 25 апреля

«Дачники на Бали, или „Асса” 30 лет спустя»

Где: в Театре на Бронной 

«Дачники» Максима Горького в интерпретации Константина Богомолова отправились зимовать на Бали.

Герои сценической фантазии режиссёра, подобно персонажам пьесы, переживают кризис, пьют, впадают в депрессии, ищут себя, перемывают друг другу кости и время от времени мысленно возвращаются в Москву, которую покинули. 

Как это часто бывает, Константин Богомолов резвится вовсю, вовлекая зрителей в совместную рефлексию. Герой пьесы Шалимов в исполнении Игоря Миркурбанова в его спектакле становится бардом, исполняющим песни из фильма «Асса», в котором маргиналы России 1990-х тоже выползали на свет. 

В спектакле заняты артисты труппы Театра на Бронной и приглашённые артисты: помимо Игоря Миркурбанова, в нём принимает участие Александра Ребёнок.

Когда: 5 и 11 марта

 

Материал подготовлен «Театральным журналом»
Текст: Елизавета Кирсанова

Ещё по теме: