5 случаев применения авторского права к кино

Рассматриваем интересные кейсы, когда объектом разбирательства в суде является анимационный фильм, кинолента или конкретный отрывок из неё

5 случаев применения авторского права к кино

Российский сценарист vs кинокомпания «20 Век Фокс СНГ»

В 2015 году сценарист Михаил Расходников подал в московский суд иск с требованием к ООО «20 Век Фокс СНГ» (правопреемнику американской киностудии 20th Century Fox) о защите его авторских прав. По его мнению, нарушение выразилось в том, что ответчик осуществил прокат на территории России фильма «Марсианин» режиссёра Ридли Скотта с заимствованными у произведения Михаила названием, сюжетом и основными действующими лицами. Якобы ещё в 2007 году Расходников написал очень похожий сценарий фильма, который тоже назвал «Марсианин», и предложил его сначала российским кинокомпаниям, а затем отправил в США в студию 20th Century Fox, но ответа не получил.

«Американский сценарист просто украл наш сценарий: немножко доработал, предложения переставил, фамилии поменял, ну и сняли фильм, который даже не позаботились по-другому назвать»,
— убеждал суд адвокат Расходникова.

Юристы «20 Века Фокс СНГ», в свою очередь, настаивали, что в основу американского фильма был положен не сценарий Михаила Расходникова, а оригинальный роман Энди Уира «Марсианин» 2011 года, который использовался с полного согласия автора. Суд согласился с ответчиком и отклонил иск российского сценариста. 

Любопытно, что фильм по этому сценарию Михаила Расходникова в России всё же сняли на бюджет в 310 миллионов рублей, по данным портала Business FM. Главные роли исполнили Андрей Смоляков и Максим Виторган, но с 2011 года лента лежит на полке Министерства культуры в Фонде кино.

Издательство «Пан пресс» vs РЕН ТВ и продюсерский центр «АН-фильм»

В 2015 году издательство «Пан пресс» обратилось в Московский Арбитражный суд с иском к телеканалу РЕН ТВ и производителю сериала «Солдаты. Снова в строю» — продюсерскому центру «АН-фильм». Предметом спора стала… обложка книги Льва Толстого «Анна Каренина». Дело в том, что дизайнер «Пан пресс» ранее нарисовал новую обложку этого романа, и конкретная книга, которую выпустило издательство, была использована героями одного из эпизодов «Солдатов». Но при создании этой серии не было заключено соглашение о предоставлении права на использование дизайна обложки.

Кроме того, Суд по интеллектуальным правам постановил, что в данном случае оформление книги сформировало сюжет сцены. Авторы сериала акцентировали внимание зрителя не на литературном произведении «Анна Каренина» и не на книге как на объекте материального мира, а именно на художественном оформлении обложки, составляющем объект исключительного права. 

Судом было вынесено постановление, что в данном случае такое использование можно признать нарушением исключительного авторского права, и в итоге компенсация в размере около 126 тысяч рублей была выплачена в пользу издательства «Пан пресс».

Рената Литвинова vs кинокомпания «БФГ-Медиа-Продакшн»

В 2022 году кинокомпания «БФГ-Медиа-Продакшн» подала в суд на известную актрису и режиссёра Ренату Литвинову, чтобы добиться выплаты ею огромной компенсации в 387 миллионов рублей. Литвинова якобы нарушила авторские права компании, опубликовав на своём YouTube-канале фильм «Жестокость» режиссёра Марины Любаковой, в котором сыграла главную роль. Баснословный размер выплаты обусловлен тем, что, по мнению юристов «БФГ-Медиа-Продакшн», компания могла бы заработать именно такую сумму, если бы в течение месяца показывала ленту на своих ресурсах.

Однако Ренате удалось выиграть все суды по этому иску, так как кинокомпания не смогла заручиться поддержкой экспертов в области интеллектуального права. Кроме того, выяснилось, что «БФГ-Медиа-Продакшн» давно обанкротилась, а её владелец Юрий Глоцер объявлен в международный розыск — бизнесмен подозревается в мошенничестве. От имени кинокомпании в суде выступал уполномоченный специалист, который просто хотел найти все возможные средства для расчёта истца с кредиторами.

«Союзмультфильм» vs ресторан «Тебурасика»

В 2020 году киностудия «Союзмультфильм» подала в суд на бизнесмена Дмитрия Левицкого. Дело в том, что ресторатор использовал в оформлении своего московского заведения паназиатской кухни «Тебурасика» внешний вид и имена героев анимационной ленты «Крокодил Гена». 

Студии удалось доказать, что авторские права её мультипликаторов были нарушены, и в итоге через два года «Тебурасика» превратился в «Тебураси бар», а картинки Чебурашки и Крокодила Гены исчезли отовсюду из ресторана. Кроме того, Дмитрий Левицкий и его партнёр Георгий Карпенко выплатили киностудии 8 миллионов рублей.

С 2019 года юристами «Союзмультфильма» ведётся работа по обнаружению фактов незаконного использования образов Чебурашки, Крокодила Гены и других героев популярных мультфильмов своего производства. К настоящему моменту ждут рассмотрения ещё несколько тысяч исков о защите авторских прав знаменитой анимационной студии. В «Союзмультфильме» обнаружили, что недобросовестные дельцы чаще всего нелегально использовали образы не только героев мультфильма Романа Качанова, но и Котёнка Гава, волка из мультфильма «Жил-был пёс», а также жителей деревни Простоквашино.

Владельцы прав на произведения Уильяма Фолкнера vs Sony Pictures

В 2013 году владельцы прав на произведения американского писателя Уильяма Фолкнера разбирались в суде с компанией Sony Pictures. Юристы истцов пытались доказать, что реплика в сценарии ленты 2011 года «Полночь в Париже» культового режиссёра нелегально скопирована из романа Фолкнера. В одной из сцен фильма персонаж по имени Гил говорит: «Прошлое не мертво. Да это даже не прошлое! Знаете, кто так сказал? Фолкнер». 

Первые два предложения действительно взяты из произведения Уильяма Фолкнера «Реквием по монахине», опубликованного в 1951 году, и обладатели прав посчитали, что здесь имеет место незаконное цитирование. Однако разбирательство закончилось в пользу Sony Pictures. Суд штата Миссисипи решил, что заимствование из книги было несущественным, и отклонил иск.

Ещё по теме: