Нейромузыка и авторское право: кому принадлежит и как правильно использовать

Нейросеть можно обучить сочинять разнообразные произведения, в том числе музыкальные. Но чьё творение это будет в итоге и защищаются ли подобные композиции авторским правом? Разбираемся вместе с директором по правовым вопросам МТС Live

Нейромузыка и авторское право: кому принадлежит и как правильно использовать

Произведения литературы, науки и искусства, созданные в результате творческого труда человека, то есть тексты в любой форме, изображения (например, фотографии, фильмы, видеоролики), объёмные объекты (например, скульптуры), музыкальные произведения и так далее по закону определяются как объекты авторского права. Получается, что если мы говорим о нейросети — её невозможно определить как человека, а значит, нельзя назвать её и автором какого-либо произведения, в том числе музыкального. 

Тем не менее, в наши дни люди всё чаще прибегают к помощи нейросети в создании музыки, просто «показывая» программе большой набор уже существующих песен или мелодий, тем самым обучая её. И здесь как раз возникает авторское право — на каких именно композициях учится нейросеть. Если программа сгенерировала новую мелодию, очень похожую на ранее сочинённые человеком произведения, и в суде можно доказать факт использования их в обучении нейросети — авторское право создателей оригинальных треков будет нарушено.

«В случае получения иска суду необходимо будет выяснить: произошло полное копирование, заимствование части оригинальной композиции или создание нового произведения, очень похожего на оригинал. Экспертиза должна будет доказать, было ли действительно использование сторонней музыки, не истёк ли срок действия авторских прав и что конкретно было использовано»,
— объяснил директор по правовым вопросам МТС Live Вячеслав Рябков в статье для RB.ru.

По словам Вячеслава, если человек обучил нейросеть на создание музыки в его личных целях, не предусматривающих получение коммерческой выгоды, — проблем в суде, как правило, не возникнет. Но если владелец, например, ресторана, поставил такую музыку в своём заведении как фоновую, или создатель фильма включил нейромузыку в саундтрек своей кинокартины — в суд может быть подана жалоба на неправомерное использование оригинальных произведений. 

«Судебная практика показывает, что перекладывание вины на нейросеть будет некачественным аргументом, а человек с большой долей вероятности суд проиграет»,
— пояснил Вячеслав Рябков.

Если бизнесмен наймёт программиста, который напишет для него новую программу-нейросеть и с её помощью создаст музыкальное произведение, в данном случае ни специалист, ни нейросеть вновь не будут считаться авторами нейромузыки, поскольку программист, написавший код, оказывает лишь техническое сопровождение и не вносит никакого творческого вклада в создание итогового продукта. Авторами будут признаны создатели тех произведений, на основе которых нейросеть была обучена. 

Однако бывают и ситуации, когда нейросети удаётся сгенерировать уникальное произведение, не похожее ни на один из уже существующих треков. «В таком случае не будет происходить нарушения ничьих прав. Соответственно, свободное использование нейромузыки возможно», — рассказал Вячеслав.

Юрист также дал несколько советов, как безопаснее всего использовать нейромузыку, найденную в открытом доступе, или как обучить нейросеть, чтобы не нарушить авторские права. По сути, главное — проверить, не будут ли нарушены авторские права создателей оригиналов произведений, на основе которых нейросеть сделает музыку для вас. А если вы хотите защитить авторским правом уникальную нейромузыку — нужно её задепонировать, то есть признать автором себя, а не нейросеть, с помощью которой произведение было создано. 

Кроме того, для использования любого музыкального произведения в коммерческих целях, вне зависимости от личности его создателя, необходимо заключить договор с Российским авторским обществом или, в отдельных случаях, напрямую с автором (или его наследниками).

Ещё по теме: