Авторское право в масс-культуре: как работает, что защищает, как пользоваться

Разбираемся в том, как возникает авторское право и как оно применяется на практике музыкантами, блогерами и обычными пользователями

Авторское право в масс-культуре: как работает, что защищает, как пользоваться

Что такое авторское право

Каждый из нас может решить в какой-то момент создать что-то творческое — например, написать книгу, или новую мелодию, или картину, или даже построить дом по своему уникальному чертежу. Право использовать по своему усмотрению своё собственное произведение или передать это право другому человеку или компании, безвозмездно или за определённую плату по договору — это и есть суть авторского права. Оно делится на два вида: моральное или неимущественное и исключительное. 

Моральное право автора — это право называться автором того или иного творческого произведения, права на его публикацию и неприкосновенность в случае соответствующего желания автора. Это право нельзя отобрать или кому-то передать, оно возникает автоматически в процессе создания любого текста, или музыки, или картины и так далее. Например, многие знают, что строчки и музыку песни «Мало огня», которую исполнила певица Линда, написал её продюсер Максим Фадеев. Он уже не может не считаться автором этой песни.

Исключительное авторское право — если Максим Фадеев захочет, он может передать право на использование песни «Мало огня» другому человеку или организации на собственных условиях: бесплатно или за определённую стоимость, которая прописывается в договоре на отчуждение авторского права. Другой человек или организация в этом случае будет правообладателем. Ещё пример — чаще всего в трудовом договоре пишущего журналиста указывается, что издательство, в котором он работает, присваивает авторское право на творческий продукт его деятельности. То есть журналист всё ещё будет считаться автором той или иной статьи, но правообладателем будет издательство.

Объекты авторского права

Что именно защищается законом об авторском праве в качестве его объектов? Как правило, это произведения литературы, науки и искусства: тексты в любой форме, изображения (например, живописные картины, фотографии, фильмы, видеоролики — полностью или только отрывки из них), объёмные объекты (скульптуры, архитектурные сооружения), музыкальные произведения (даже просто нотная запись) и так далее. 

Лица, которые оказывают автору только техническое, организационное или консультационное содействие в подготовке произведения, не считаются соавторами и не получают никаких прав на готовый результат. 

Фиксация авторского права

От автора того или иного творческого произведения, как правило, не требуется никаких дополнительных действий. Не обязательно регистрировать своё авторское право и ставить общепринятый знак копирайта — © . Важно понимать, что если авторское право и существует по умолчанию, в случае его предварительной фиксации и последующего возникновения спора будет проще и быстрее доказать свою правоту в суде. При этом закрепление авторского права не гарантирует, что авторским произведением никто не воспользуется. Но это поможет получить компенсацию, если ваши права кто-то нарушит.

Официально зарегистрировать авторское право можно, например, в Российском авторском обществе, Всероссийской организации интеллектуальной собственности, Российском союзе правообладателей или на международных платформах. 

Любопытно, что до развития интернета авторское право на тексты защищали с помощью обычной почты, отправляя самим себе письма с вложенным распечатанным текстом произведения и с обязательно проставленной на штемпеле датой.

Срок авторского права и его передача

Исключительное (имущественное) авторское право защищается законом в течение всей жизни автора произведения и в течение 70 лет после его смерти. Любое использование защищённых авторским правом произведений в любых целях допускается только с разрешения автора, наследника (автор может передать своё имущественное право, например, по завещанию) или другого правообладателя. Такое разрешение должно быть оформлено в виде письменного лицензионного договора.

Лицензия — это право на использование произведения для оговорённых в лицензионном договоре целей и на указанный срок. Это может быть и весь срок охраны авторского права. 

Лицензия бывает простой и эксклюзивной. Владея простой неисключительной лицензией, правообладатель может выдавать такую же лицензию третьим лицам. Например, музыкант, который написал и текст, и музыку песни, может передать своё авторское право продюсеру по простой лицензии, а тот уже может передать право на использование, скажем, текста песни другому своему клиенту-музыканту для создания кавера.

По эксклюзивной лицензии правообладатель является единственным владельцем переданного ему права на использование произведения, обычно на ограниченный срок.

После истечения срока охраны имущественных авторских прав произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать и воспроизводить без ограничений. Например, балет «Щелкунчик» Чайковского (Пётр Ильич ушёл из жизни в 1893 году) или любые отрывки из него могут свободно исполняться оркестрами по всему миру.

Открытый доступ

Автор произведения, защищённого авторским правом, может разрешить его свободное использование неограниченному и заранее неизвестному кругу лиц на условиях открытой (свободной) неисключительной лицензии. Чаще всего такая лицензия называется Creative Commons. Обычно её предоставляют фотографы для агентств или фотобанков, а также музыканты — авторы фоновой музыки для разнообразных видеороликов. 

Подчеркнём, что понятий «фото без авторских прав», «музыка без авторских прав» или «видео без авторских прав» не существует. 

Произведения, опубликованные любым образом и находящиеся в интернете в открытом и неограниченном доступе для всех пользователей, а также произведения, автор которых неизвестен или неизвестно его местонахождение, в любом случае охраняются авторским правом. Их использование возможно только с разрешения правообладателя. 

Если мы говорим об открытой лицензии и, например, о чьих-то фотографиях, их автор должен чётко разрешить фотобанку использование своих произведений. Но обычно в любом случае всё ещё требуется соблюдать моральное авторское право — указать имя и не нарушать целостность произведения.

Кстати, о фотографиях. Часто бывает так, что заодно с нарушением авторского права может наступить ответственность за нарушение личных прав человека, изображенного на фото, если он не позировал фотографу специально. Но закон разрешает использовать чужое фото без согласия, если оно сделано на публичном мероприятии — например, на концерте.

Цитирование

Цитирование текста или визуального отрывка произведения вполне возможно без согласия автора и правообладателя, но нужно хотя бы где-то в сноске или в титрах указать автора и, например, название книги. Привести цитату нужно обязательно без каких-либо изменений. Также нужно соблюдать объём цитирования — если используется, например, ранее опубликованная книга, то допустимо использование нескольких авторских фраз, но не целой главы. А если это текст с чужого сайта, который вы хотите разместить на своём, то объём цитирования не должен превышать 30%, а сам текст — использоваться в информационных, научных, учебных или культурных целях. Важно, чтобы любое цитирование какого бы то ни было произведения не наносило ущерб коммерческим интересам правообладателя.

Музыка и авторское право

Мы установили, что к объектам авторского права относятся музыкальные произведения с текстом и без него. Если вы скачиваете трек из интернета и слушаете его только в своих наушниках или включаете на домашней вечеринке — такая ситуация не будет считаться нарушением авторского права. Но бывает и по-другому. Изначально автор музыки, или соавторы песни (если текст написал один человек, а музыку — другой), или правообладатель владеют исключительным правом на использование произведения, в том числе его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении в открытом для свободного посещения месте, где присутствует значительное число слушателей. 

Получается, уличные музыканты, которые на площади перед большой толпой играют на гитаре, например, свой кавер на песню группы Led Zeppelin «Stairway To Heaven», с большой долей вероятности нарушают авторское право. Если, конечно, они предварительно не заключили договор с РАО — правообладателем данной композиции в РФ. 

Всем музыкантам следует помнить, что исполнение или просто публикация в открытых источниках своих каверов на песни, срок действия авторского права на которые не истёк, будут законными только после получения письменного разрешения у правообладателя или представляющей его организации, которая на коллективной основе управляет авторскими правами. Например, уже упомянутым РАО, Российским авторским обществом, которое создано с целью охраны прав интеллектуальной собственности.

Бывает, что правообладатели разрешают музыкантам использовать текст произведения только за определённую, часто достаточно высокую плату. Антон Токарев, автор нашумевшего кавера на композицию «Седьмой лепесток» группы Hi-Fi, рассказал в интервью МТС Live, почему его версия этой песни вышла лишь спустя два года после своей премьеры на шоу «Голос», где Антон участвовал: «Потому что покупка прав на использование оригинального текста стоит денег, а их тогда не было. Мы в любом случае планировали выпустить «Седьмой лепесток». Но музыкант — зачастую фрилансер. И когда ты принимаешь решение серьёзно заниматься музыкой, ты должен осознавать, что денег какое-то время может не быть. Причём достаточно долго, если рассматривать творчество как основной источник дохода. Потому я очень благодарен всем, кто так или иначе решил помочь мне и моему творчеству жить и развиваться».

Авторское право в соцсетях и на видеоплатформах

Знакомая ситуация: вам хочется поделиться в соцсетях смонтированным видеороликом с отрывком из любимой песни, и всё получается, но через какое-то, часто достаточно короткое время, в вашем клипе пропадает звук, а вам приходит сообщение, предупреждающее о нарушении авторского права. Почему так происходит? Давайте разберёмся.

Обычно популярным соцсетям и видеохостингам уже выдана лицензия от определённого круга правообладателей, которая освобождает пользователей, разместивших видеоролик с песней, от необходимости получения непосредственного разрешения на использование некоторых композиций. Но дело в том, что тот же автор или правообладатель в рамках лицензии, как правило, ограничивает использование трека по своему усмотрению. 

Например, на YouTube работает система Content ID, которая помогает отслеживать нарушение авторских прав в видеороликах других авторов. Правообладатель может выбрать, как система поступит с видео, содержащими его музыку: установит ограничение на использование музыки в некоторых или во всех странах, отключит звук (то есть песня пропадёт из видео, но сам клип, если в нём нет нарушения авторских прав именно на изображения, останется на видеоплатформе) или же установит монетизацию на ролики с его музыкой — в нём появится реклама, доходы от которой полностью пойдут правообладателю. За повторное нарушение авторских прав канал пользователя может быть заблокирован.

Чтобы использовать ранее опубликованные песни или музыку, которые защищены авторским правом, в своём видеоролике в соцсетях или на видеоплатформах, можно воспользоваться специальными библиотеками или сайтами, которые предлагают приобрести бесплатно или совсем недорого композиции на основе открытой лицензии. 

Но всегда нужно проверять, на каких условиях можно использовать песню, чтобы не нарушить чьих-либо прав. А чтобы купить права на композицию, если вы собираетесь использовать её в коммерческих целях (например, разместить в рекламе своего бизнеса), нужно обратиться напрямую к правообладателю или организациям, которые являются посредниками между правообладателями и покупателями — РАО или другим подобным.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если авторское право было нарушено, автор или правообладатель могут просто попросить указать авторство или удалить его оригинальный контент, например, с чужого сайта. Но автор или правообладатель также вправе требовать возмещения убытков или уплаты компенсации. Обычно сначала следует подать досудебную претензию, чтобы урегулировать вопрос, и, как правило, этого хватает для разбирательства. Но если нарушитель отказывается удовлетворить требования правообладателя или не выходит на связь, его уже можно привлечь к ответственности по гражданско-правовому законодательству. В этом случае автор или правообладатель — истец — может требовать от ответчика признать право авторства, прекратить недобросовестное использование своего оригинального произведения, возместить убытки, а от суда — официально опубликовать судебное решение.

Сумму денежной компенсации называет истец (от 10 тысяч до 5 миллионов рублей), а устанавливает суд.

А если истец докажет причинение ему ущерба на сумму более 100 тысяч рублей и умышленность действий ответчика, то нарушитель может быть привлечен уже к уголовной ответственности, и в случае обвинительного приговора он заплатит крупный штраф, либо в течение долгого времени будет привлечён к обязательным или исправительным работам, либо будет арестован на срок вплоть до полугода.

Может быть интересно: