«Не мечты, а to-do list»: большое интервью с Антоном Токаревым
Душевный разговор с восходящей звездой отечественной поп-музыки, покорившей стриминговые платформы треком «Седьмой лепесток»
Антон Токарев — певец, мультиинструменталист и композитор, финалист проектов «Голос» и «Comedy Баттл», а также, по его словам, «обладатель всевозможных вторых мест» и просто обаятельный и талантливый парень. В честь выхода очередного трека Антона — гитарной рок-баллады «Не грусти» — мы напросились домой к музыканту и поговорили с ним о его творчестве, работе с Сергеем Шнуровым, аниме и, конечно же, о полюбившимся слушателям хите «Седьмой лепесток».
— Давай для начала представим тебя нашим читателям.
— Меня зовут Антон Токарев, я человек, которого многие знают благодаря синглу «Седьмой лепесток». При том, что он даже не мой, а кавер на Hi-Fi. Также я счастливый обладатель студии, где работаю со своим коллегой и саундпродюсером Стёпой Чихалёвым. Я его зову своим Славой Марлоу. Ещё я неоднократный участник шоу «Comedy Баттл» и обладатель всевозможных вторых мест, как мне кажется, во всех проектах в мире. Ну и, разумеется, музыкант.
Антон про первые шаги в музыке, песню про барашка и начало творческого пути
— Как и почему ты решил связать жизнь с музыкой?
— Слушай, тут всё было, как у многих — родители отдали меня в музыкальную школу. С этим связана очень смешная история. Меня привели учиться в 3,5 года, а брали только с 5,5 лет.
— Насколько в 3,5 года ты понимал, зачем ходить в музыкальную школу?
— Какое-то осознанное понимание того, что я хочу заниматься музыкой пришло ко мне позже, в 14-15 лет. Тогда я играл в оркестре, мы выступали на одном европейском фестивале. В то время я решил, что хочу и буду заниматься музыкой. А до этого момента, знаешь, это работало по принципу «тебе сказали идти, и ты идёшь». Так родители привели меня в музыкальную школу, где выяснилось, что у меня неплохой слух. Но перед прослушиванием я сломал палец, из-за чего не мог играть на скрипке.
— И это всё в три года?
— Естественно.
— Если я о чём-то и мечтал в таком возрасте, то о Lego «Джек Стоун».
— Если честно, я до сих пор о нём мечтаю (смеётся). Так вот, в тот день я не смог ничего сыграть, а потому заставил всю принимающую коллегию петь со мной песню про барашка. Есть такая песня, она начинается со слов «потерял барашек маму», после чего хор должен проблеять. Как барашек. В итоге комиссия проблеяла три раза, а не два, после чего я всё остановил и скомандовал: «Давайте сначала». Тогда же моя мама и преподавательница попросили меня сказать комиссии, что мне пять лет. И вот меня спрашивают, а я и отвечаю: «Три». Жизнь матери я точно не упрощал.
— А себе?
— И себе, хотя бы потому что и после школы продолжил заниматься музыкой. Лет в 14 захотел собрать группу, причём не для того, чтобы девчонок клеить. У меня был один приоритет — самореализация. Мы как-то с горем пополам выступали, я был бэк-вокалистом и скрипачом. Потом эта группа распалась, на её основе я собрал новую (Gallerea — прим. автора), где уже стал лид-вокалистом. Вот тогда у нас всё пошло. Одним из самых значительных достижений нашего коллектива стал разогрев Kasabian в ГлавClub. При том, что на тот момент у нас не было издано ни одной записи.
— Получается, ты прошёл путь от песни про барашка до разогрева Kasabian.
— Я так назову свою биографию.
«Инди-рок: от контркультуры до мейнстрима» — Как Sonic Youth, Pixies и Эллиотт Смит создали из шума и расстроенных гитар неподвластный времени саундтрек молодости
Про первую песню, желание всё поменять и любовь к музыке
— И вот мы выступали, оно всё как-то и куда-то двигалось.
— И не надоедало?
— Знаешь, я очень люблю музыку. Не буду врать, был момент, когда я зарёкся заниматься творчеством вообще. Торговал интернет-рекламой, продавал автомобильные страховки — в общем, занимался чем угодно, лишь бы не тем, чем хотелось. Даже работал в ресторане поющих официантов! Но однажды у меня появилась возможность поработать с серьёзным саундпродюсером, и примерно тогда я в полной мере осознал, что обожаю музыку. Это то чувство, которое заставляет меня двигаться по жизни, каждое утро вставать с кровати. Тогда я понял, что нужно продолжать бороться.
— Но бороться приходится много?
— Ну конечно. Правда, сейчас чуть-чуть поменьше. Тут самое сложное — это начать. Вот, например, мой первый трек «Рядом», который вышел примерно полтора года назад. Я вложил в него всю душу, но со временем пришёл к тому, что надо было сделать по-другому вообще всё! И я бы мог его переделать или вообще не выпускать, но, повторюсь, самое сложное — начать. И то, что я начал с этого сингла, и то, что он получился таким, каким получился — замечательно! Это была попытка. Удачная или неудачная — посмотрим.
Про участие в «Голосе», наставников и «Седьмой лепесток»
— Давай поговорим про шоу «Голос». Расскажи, как ты попал на проект.
— Я попал туда абсолютно на стандартной основе. Отправил заявку, причём дважды. Со второй попытки меня заметили.
— В 2019 году?
— Верно. Меня позвали на прослушивание. Надо понимать, что я не сильно верил в успех. Если кто-нибудь повернётся на «слепых» (прослушиваниях, во время которых наставники слушают песню, расположившись спиной к конкурсантам — прим. автора) — кайф! Но до «слепых» нужно было ещё добраться. Так что перед прослушиванием мне пришлось ждать извещения, что именно меня выбрали из условного миллиарда заявок. Ведь «Голос» — если не самое, то одно из самых просматриваемых шоу на телевидении.
В общем, приходишь, поёшь композицию. Тебя, возможно, выберут из 10 или 11 человек, после чего ты идёшь к редакторам со своей историей.
— Чем-то вроде биографии?
— Да. Чтобы редакция понимала, кто мы такие. На следующем этапе занимаешься отбором музыкального материала. Конечно, при участии редакторов — им нужно, чтобы все выступления как-то срослись в единую программу. Получилось так, что из ряда подготовленных мною композиций мне пришлось петь именно ту, в которой я был меньше всего уверен — «Leave a Light On» Тома Уолкера. Сейчас я безумно благодарен редакторам, что они посоветовали мне спеть именно её. Так я попал на «слепые».
— А после — в команду Сергея Шнурова.
— Да, Сергея Владимировича Шнурова. Ещё я считаю нужным упомянуть Викторию Кузьмину — она работала в команде Сергея Владимировича, была вокалисткой группировки «Ленинград». Виктория сама прошла «Голос» и носилась с нами как с писаной торбой. Она старалась сделать наше пребывание на шоу максимально комфортным.
Я благодарен Сергею Владимировичу за возможность, за крутой опыт. После «Голоса» я стал объективно лучше петь и выступать, потому что там я постоянно работал. В целом у меня исключительно положительные эмоции от этого шоу. Но всё-таки есть одна вещь, которую я бы поменял, если бы мог.
— Поделишься?
— Я бы очень хотел, чтобы «Голос» стал площадкой для артистов. Куча талантливых ребят после таких проектов возвращаются к тому, с чего начинали. Понимаешь, мой кейс — он уникальный. Такого, как мне кажется, обычно не происходит. Просто так сошлись звёзды.
— Ты сейчас говоришь про трек «Седьмой лепесток»?
— Да. Однажды я почему-то решил поспорить со своими наставниками по поводу репертуара. В разгаре обсуждения как-то случайно возник этот трек группы Hi-Fi. Признаюсь, тогда я впервые прочитал текст «Лепестка» и подумал, что он ну очень депрессивный. Но у Hi-Fi получился такой классный поп-трек, с прямой бочкой.
— «Пляжная» песня.
— Ну, знаешь, группа Hi-Fi в принципе «пляжная».
— Не всегда. Помнишь «Беспризорника»?
— (поёт) Я один, я как ветер…
— Вот-вот! Так-то грустно получается.
— (продолжает петь) Я прошу, забери меня, мама… Вот и в «Лепестке» текст грустный и глубокий, поэтичный, и я, будучи натурой романтичной, смог его прочувствовать, применить на себя. Так и появился мой «Седьмой лепесток».
— Ты сам написал к нему аранжировку?
— Да, на пару с артистом Сергеем Драгни. Я позвонил ему, сказал: «Серёжа, помогай». Вдвоём управились за полночи.
Ещё немного про «Лепесток»: релиз и успех
— «Седьмой лепесток» вышел лишь спустя два года после премьеры на «Голосе». Почему?
— Всё просто. Потому что покупка прав на использование оригинального текста стоит денег, а их тогда не было. Так что, если у Мити Фомина всё поэтично, то у меня — прозаично.
— То есть теоретически песня могла бы и не выйти?
— Нет, мы в любом случае планировали выпустить «Седьмой лепесток». Но, понимаешь, музыкант зачастую фрилансер. И когда ты принимаешь решение серьёзно заниматься музыкой, ты должен осознавать, что денег какое-то время может не быть. Причём достаточно долго, если рассматривать творчество как основной источник дохода. Потому я очень благодарен всем, кто так или иначе решил помочь мне и моему творчеству жить и развиваться.
— «Седьмой лепесток» вышел в декабре 2021 года.
— 14 декабря. Кстати, уже 31-го мы перебили по прослушиваниям мой предыдущий трек «Три пути». При этом на момент записи «Лепестка» нам не хватало профессионалов из сферы рекламы от слова «совсем», и приходилось своими силами питчить трек, то есть защищать его перед редакциями стримингов ради попадания в плейлисты. В итоге мы вложили ноль рублей в рекламу, а песню выложили с мыслью «будь что будет» — нужно было подарить её подписчикам и перейти наконец-то к другим задачам.
— В итоге релиз «Лепестка» увенчался успехом. Миллионы прослушиваний в стримингах, лидирующие позиции в тематических плейлистах и чартах.
— И всё это какое-то диснеевское кино! Я столько лет мечтал, что меня когда-нибудь начнут воспринимать как серьёзного артиста, музыканта. Столько сил, болей, панических атак. И тут это произошло. Конечно, миллиарды артистов после одной песни пропадают в никуда, но есть тот же Иманбек. Такой успех, как у него (и в какой-то степени как у меня), случается вопреки, чисто органически — людям просто нравится музыка.
Про общение со слушателями, а также снова про Сергея Шнурова и немного про Егора Летова
— Как ты считаешь, риск для артиста — дело благородное?
— Теперь — да. Ведь появился TikTok!
— Принято! Как и посредством чего ты общаешься со своими подписчиками?
— У меня нет никаких проблем с тем, чтобы отвечать слушателям в личных сообщениях — они потратили время, написали какие-то тёплые слова. Почему бы мне не ответить им взаимностью? Ещё, например, есть один парень, который в TikTok перепел мою песню — очень хочу помочь ему сделать запись. Да и в целом мне кажется, что в социальных сетях не стоит пытаться корчить из себя кого-то.
— То есть, по-твоему, стоит быть со слушателями предельно искренним?
— Я стараюсь вести себя именно так. К тому же у меня не самая насыщенная, по меркам поп-артиста, жизнь. Чаще всего я сижу в подвале (студия Антона находится в подвальном помещении — прим. автора) и, собственно, пишу музыку. Изобретать что-то специально для сеток у меня попросту не получается. Говоря о TikTok, как там у Летова было? Пластмассовый мир победил?
— Ага. Ещё и макет оказался сильней.
— Вот-вот! Я это о том, что пытался попасть в тренды. Но меня начало это так угнетать, что само собой пришло решение делать контент по-своему и вести себя органично. Вот я и пою на камеру какие-то песни про шоу «Холостяк», отчего мне супервесело! И, судя по всему, кому-то это тоже нравится! А ещё обрати внимание — я подготовился к интервью. Знал, кому про Летова сказать!
— Наверное, для тебя такая музыка — что-то совсем с другой планеты.
— Когда на «Голосе» я попал в команду Сергея Владимировича, мною было принято решение ознакомиться со всей дискографией группировки «Ленинград». Скажу честно — некоторые композиции производят неизгладимое впечатление и после первого, и после второго, и после остальных прослушиваний. Могу тебя заверить — это довольно интересный музыкальный материал.
— Который раз ты называешь фронтмена «Ленинграда» по имени и отчеству — немного непривычно, ведь его как будто бы негласно принято звать по фамилии.
— Так мы говорим о разных людях! Есть Шнуров, или Шнур, а есть Сергей Владимирович. Есть персонаж, а есть личность — успешный шоумен, бизнесмен. Надо разделять.
Про треки «Убер» и «Три пути»: образование, амбиции и хоррор с Брэдом Питтом
— К слову, твой трек «Убер» напомнил мне позднее творчество «Ленинграда».
— Мне тоже. Хоть и задуман «Убер» был относительно давно, в 2012 или 2015, — точно не помню. Тогда я планировал сделать ответ USB (пародийная музыкальная группа, состоящая из резидентов Comedy Club — прим. автора).
— Ничего себе! А в итоге, что, по твоему мнению, у тебя получилось?
— Сатирическая песня про удивительную способность людей радоваться чему-то приземлённому. Вот поел я сегодня пельменей — и это всё, это уже событие, понимаешь? Хотя вокруг так много всего интересного! Вообще я считаю, что образование — это очень важно, его точно никогда не бывает много. Хочется видеть больше образованных людей, но сам себя я таковым назвать могу только с натяжкой.
— Ты не был студентом?
— Я не закончил вышку. Учился в Российском экономическом университете имени Плеханова на менеджера. Да ну, кого я тут обманываю — я играл в КВН. Мне сложно себя считать достаточно образованным человеком. При этом я большой фанат астрофизики, заслушиваюсь лекциями Нила Деграсса Тайсона на тему коллапса чёрных дыр. Это очень интересно! Благодарен родителям за то, что заставляли меня много читать в детстве. Хотя до сих пор не понимаю, зачем и почему Джека Лондона? Так, а к чему мы это всё?
— Мы говорили про «Убер».
— Точно. Вот «Убер» — это такой «Ленинград»-синтвейв. Песня про девушку, лишающую себя амбиций. Она живёт в мыльном пузыре и предпочитает не замечать много всего прекрасного, что есть в мире.
— Такое назидание слушателю?
— Вовсе нет. Это всё-таки моя попытка в сатиру.
— «Три пути» — ещё одна твоя песня, и снова сатира. Признаюсь, мой любимый трек у тебя.
— Мне тоже он очень нравится, спасибо (смеётся). Я где-то увидел пост, который позже и превратился в песню.
— Пост был с текстом припева?
— Да. В нём было именно то, что я в тот момент хотел сказать.
— Расскажи про саму песню.
— Глобально трек «Три пути» — это моё сожаление по поводу отсутствия социальных лифтов. Про то, что профессионализм далеко не всегда ведёт к хорошему заработку. К примеру, у меня там есть такие строчки: «Он был на “Первом”, был на “ТНТ”, в итоге он не пригодился нигде». Такое бывает сплошь и рядом. Очень много талантливых ребят по той или иной причине не могут найти себя, и очень не хочется однажды оказаться одним из них. Приведу тебе пример. Есть фильм с Брэдом Питтом про полёты в космос.
— «К звёздам» Джеймса Грэя?
— Он самый. Одна из самых страшных вещей, что я смотрел. Сейчас объясню, почему, но дальше будут спойлеры. Антагонист фильма — учёный в исполнении Томми Ли Джонса — шёл по пути, который, как выяснилось, оказался неправильным. Он всю жизнь потратил на то, что в итоге не привело его ни к каким результатам. Меня это пугает.
Когда начинаешь заниматься творческой профессией, вкладываешь в неё деньги, силы, здоровье и вообще всё возможное, то вероятность оказаться этим учёным из фильма «К звёздам» очень велика. Трек «Три пути» — это такая песня-конфета с посланием — над ним можно задумываться, а можно просто не обращать на него внимания. И взять ещё одну конфету.
Про «Comedy Баттл» и юмор в России
— Давай поговорим о других твоих победах и поражениях. Например, про тот же «Comedy Баттл». Как тебе пришла идея заниматься комедией?
— Начну немного издалека. У меня есть мой набор — «булочка калорийная» и банка «Колы». Долгое время это был мой основной рацион. И сейчас, когда мне кажется, что всё плохо, я покупаю эту булочку и банку газировки. Так я напоминаю себе, что надо радоваться тому, что есть у меня сейчас. Это совсем другое ощущение — покупать этот набор не потому что вынужден, а потому что можешь. Но во времена, когда покупать «калорийную» с «Колой» я был вынужден, мне было непонятно, как жить и чем заниматься. Как раз в то время я играл в КВН, пробовал себя в юморе. Мне нравилось и до сих пор нравится творчество Тима Минчина и Бо Бёрнема.
- «Неординарный спешл про самоизоляцию и долгожданное возвращение триумфатора Канн: что посмотреть из мюзиклов 2021 года» — «Аннетт» Леоса Каракса, «Inside» Бо Бёрнема и ещё пара картин, саундтреки из которых вы захотите забрать себе в медиатеку
— Заимствовал у них что-нибудь?
— Моя «Колыбельная» вдохновлена похожим номером у Минчина, но ни шуток, ни музыки я оттуда не украл.
— Как ты оказался на «Comedy Баттле»?
— Опять же ничего сверхъестественного — я прошёл кастинг. На отбор пришёл с тем, что мне самому нравилось.
— То есть у тебя был заготовлено некоторое количество шуток?
— У меня был написан один номер. Пан или пропал. Как бы там ни было, моё выступление понравилось жюри. Я дошёл до финала, чему был несказанно рад. Но сам финал меня подкосил.
— Что там случилось?
— Было плохое выступление. Тогда я не справился, взял паузу, а сейчас решил попробовать ещё раз. Моя задача — вернуться, чтобы доказать себе и всем, что я ещё что-то могу.
— Как ты в принципе относишься к современному состоянию юмора в России? Тому же подъёму стендапа.
— Давай тогда сразу обозначим — я не считаю, что могу объективно судить и рассуждать о юморе в России, ведь я не комик. Но я знаю, что работа комика — это адский труд. Целыми днями писать шутки, биты, обкатывать материал в надежде прорваться на крупную площадку. У меня немного другая история — я занимаюсь музыкальной комедией, а это очень нишевый жанр у нас в стране. Поэтому многие шутки пишутся в стол, но возможно когда-нибудь меня возьмут куда-нибудь делать что-нибудь (смеётся). Но и без этого, как показывает практика, всё, что мы делаем, что-то да приносит.
(Много) про аниме и (чуть-чуть) про другие хобби
— До интервью мы с тобой немного разговорились про аниме.
— И пришли к выводу, что молодые люди аниме смотрят, а взрослые им наслаждаются. Вот, например, «Наруто» ничем не уступает самым крутым мультфильмам, к тому же учит хорошим вещам. Учит не сдаваться. Если когда-нибудь мой ребёнок захочет посмотреть этот сериал, я буду только за. Но есть одно произведение, которое произвело на меня неизгладимое впечатление — это «Гуррен-Лаганн». Понятно, что это такая пародия на аниме, там высмеиваются жанровые клише. Но помимо девушек в бикини со снайперскими винтовками в «Гуррен-Лаганне» довольно сильный сюжет и очень хорошие мысли. Хочу набить татуировку оттуда и вообще советую всем читателям ознакомиться, если ещё нет.
— А «Ковбой Бибоп» тебе как?
— А вот там просто прекрасная музыка — целый джазовый оркестр. Уже только ради неё «Ковбоя» стоит смотреть.
— Что тебе ещё близко, помимо аниме?
— Вот недавно открыл для себя вейкбординг. Но сейчас я пришёл к тому, о чём мечтает, наверное, каждый: моё хобби — это моя работа. Хотя я, конечно, допускаю, что в сорок лет сойду с ума и начну собирать корабли в бутылках.
— Вот мы и обсудили твои планы на будущее!
Про мечты и планы
— У меня, кстати, есть глобальная мечта. Хочу открыть свой лейбл, главным приоритетом которого станет творчество. Большинство мейджоров построено на постоянном поиске заработка, а мне хочется работать немного по другому принципу.
— Расскажи.
— Для музыканта самое главное — его первая демка. С ней он может делать всё что угодно: продемонстрировать лейблу, отнести на телевидение, найти иной способ самопрезентации. И при помощи команды профессионалов мы должны будем помочь этому условному музыканту записать эту демку. Я бы хотел дать артистам и творческим людям то, чего не было у меня. Понимаю, что с точки зрения бизнеса это, наверное, звучит так себе, но я мечтаю помогать талантливым людям.
— Благородная цель.
— К тому же я, к счастью, окружил себя мечтателями. И мне кажется, что во многом благодаря этому мои самые амбициозные и даже безбашенные цели понемногу, но реализуются. А потому мои планы на будущее — попробовать реализовать все мои мечты. Даже, казалось бы, нереализуемые. Вот у меня есть такая мечта — поработать на американской студии.
— А почему именно на американской? Почему не на той же Abbey Road, например?
— Знаешь, я хочу поработать на заводе. А в Америке индустрия — это именно завод по производству хитов. Такая у них специфика работы, и её хочется изучить.
— Похоже, ты хочешь набраться полезного опыта.
— Да! Он очень нужен, ведь писать музыку — это целая головоломка. Ну и говоря о невыполнимых целях — мне кажется, что «Гуррен Лаганн» как раз про это.
— Забавно, как мы вернулись к аниме. Объяснишь такой поворот?
— Когда я был ребёнком, я очень боялся вырасти — мне казалось, что во мне пропадёт мечтатель. Вот почему я стараюсь не терять это желание делать то, что никто не делал до меня. На том же «Comedy Баттле» я первым в мире показал юмористическую историю на четырёх инструментах.
— Это же круто!
— Вот мне нужны такие истории. Или «Ленинград»-синтвейв в «Убере». Хочется верить, что я сейчас потихоньку закрываю свои гештальты. Что всё это не мечты, а to-do list. И чтобы это было так, надо просто не лениться, не сдаваться, и тогда обязательно всё получится. Или нет. Но я хотя бы попытаюсь.
Последний вопрос
— Ну и последний вопрос, Антон. Что конкретно ты считаешь важным для поп-артиста в наше время? Что бы ты сам посоветовал себе?
— Я бы сказал себе: работай.
Беседовал: Владимир Наумов