Murovei: «Музыкантам пока есть чем заняться»
Разговор о хип-хопе с серым кардиналом жанра и соавтором последних альбомов Гуфа
Возвращаемся со свежим выпуском Студии МТС Live — с 12 сентября его можно посмотреть у нас в VK и на YouTube. На этот раз гостями проекта стали Смоки Мо и Murovei — артисты, которые сумели совместить ньюскульный стиль с классическими смыслами, при этом не изменив себе и своему пониманию хип-хопа. Собственно, про хип-хоп и другую нужную музыку мы поговорили с Муровьём — после съёмок Студии рэпер ответил на несколько наших вопросов.
— Что бы ты посоветовал делать тем, кто не совсем врубается в современную итерацию хип-хопа, но искренне интересуется жанром и переживает за него?
Murovei: Сейчас такое время, когда любой слушатель, будто покупатель в супермаркете, может выбрать и найти всё, что ему по вкусу. При этом консерваторы всегда будут слушать классику, а прогрессивные ребята — что-то модное. И это нормально. Поэтому ответ на вопрос «Что делать?» — быть собой. Но я всё равно считаю, что стоит интересоваться чем-то новым, постоянно расширять кругозор и стараться понять, что происходит в топах чартов.
— Ты сделал с Гуфом два полноформатных альбома — «Дом, который построил Алик» (2020) и недавний «PART 2» (2022). Кто был инициатором коллабораций?
Murovei: Классные коллабы и фиты — это всегда результат обоюдного желания сотрудничества. Первый раз я и Алексей сработались на его альбоме «Сам и…» (2013), и вот спустя без малого десять лет мы продолжаем записывать треки вместе. Правда, сейчас работаем уже плотнее и на другом уровне.
— С кем тебе ещё было бы интересно поработать?
Murovei: Было бы интересно поработать с представителями других музыкальных жанров — это всегда интересный опыт. А если говорить про хип-хоп, то, возможно, с кем-то из Штатов, так как основные трендсеттеры всё-таки именно оттуда.
— Существует ли для тебя образец отличного текста? Необязательно в рамках хип-хопа.
Murovei: Сложный вопрос. Возможно, потому, что в творчестве для меня важен баланс формы и содержания. Классный текст не всегда самодостаточен, бывает и так, что решает «упаковка». Как и наоборот: модная форма, пустая внутри, лично у меня не вызывает никакого интереса.
— Уже не первый раз, общаясь с артистами, слышу мнение, что рэп — всё. Ещё немного, и ему на смену придёт что-то совершенно другое. Что ты думаешь на этот счёт?
Murovei: Мне кажется, рэп следует по стопам рока, который ещё совсем недавно был в мейнстриме. Сейчас наверху хип-хоп, и всё равно рок-музыка живее всех живых. У неё всегда была сильная аудитория, и кажется, что она только молодеет. Думаю, то же самое можно сказать и про рэп. Ведь без него уже никак — это часть большой культуры, и даже если что-то новое придёт на смену хип-хопу, вряд ли он куда-то бесследно исчезнет.
— Недавно читал размышления одного музыкального критика о том, что если хип-хоп вдруг резко подвергнуть «отмене», то он снова станет принадлежать улицам и преобразуется в форму протеста. Сколько, по-твоему, в этом правды?
Murovei: По-моему, хип-хоп никогда не переставал принадлежать улицам. Сейчас его, скажем так, легализовали, но от этого он не стал беззубым. Вряд ли запрет как-то существенно повлияет на протестный потенциал хип-хопа.
— Какая музыка нужна тебе сегодня?
Murovei: Самая разная. Главное, чтобы она решала те задачи, которые я перед ней ставлю, когда жму на play. Иногда мне нужен ненавязчивый фон, иногда — новые смыслы, саундтрек к происходящему вокруг или свежие эмоции. Задач множество, и ставлю их далеко не я один. Так что музыкантам пока есть чем заняться.
- «”Золотой век” хип-хопа: легенды из гетто» — как Тупак Шакур, Cypress Hill и Public Enemy прославили «музыку улиц» и определили развитие жанра на годы вперёд
- «От хип-хопа до метала: гид по альбомам Loqiemean» — изучаем творческую эволюцию артиста
- «”Чувак, я тебя придумал”: разговор с 3H Company» — размышляем о судьбах рэпа вместе с Михаилом Феничевым и Ильёй Барамия
Беседовал: Владимир Наумов