Восемь актуальных спектаклей по пьесам Островского

«Лес», «Гроза», «Мудрецы» и другие спектакли в Москве и Санкт-Петербурге

Восемь актуальных спектаклей по пьесам Островского

Александр Николаевич Островский в своё время сделал для русского театра то же, что Шекспир для английского, а Мольер — для французского: создал основу национального репертуара, реформировав традиции драматургии. Сегодня классика как будто не в моде и не в почёте, но спектакли из нашей подборки доказывают, что пьесы Островского могут быть интересны молодому поколению зрителей, что длинные тексты можно поставить ярко, современно и оригинально. Более того, к юбилею драматурга, который отмечался в прошлом сезоне, во многих театрах вышли отличные премьеры по его пьесам.

В этой подборке мы не стали ограничиваться только одним городом — собрали лучшие спектакли по Островскому в театрах и Москвы, и Санкт-Петербурга. Ради хорошей интерпретации великого классика можно и на «Сапсане» прокатиться. 

«Лес»

Где: в ТЮЗе им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербург

«Лес», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербург

В год 200-летия Островского режиссёр Уланбек Баялиев ставит на сцене петербургского ТЮЗа комедию «Лес». Баялиев не пытается создать спектакль-оммаж легендарной постановке «Леса» Всеволода Мейерхольда, но несколько отсылок к ней всё же можно найти: это и балаганная эстетика, и конструктивизм в сценографии, и абсурдизм сценического существования персонажей.

Режиссёр фокусирует внимание публики на способностях театра помнить бесследно ушедшее и прятать зрителей от волнений внешнего мира в упоительных иллюзиях. Для этого зрительские места выстраиваются прямо на сцене, декорации разработаны таким образом, чтобы публика видела их изнанку, оборотную сторону, ту, которую обычно видят только артисты, играющие спектакль. Театральная ситуация возводится в квадрат: труппа ТЮЗа играет актёров, которые играют персонажей Островского, а зрители смотрят не просто спектакль, а процесс его рождения. При этом режиссёр создаёт своеобразную метавселенную Островского, в которой персонажи «Леса» читают тексты из других пьес драматурга. Они не столько живут свою жизнь, сколько совершают вынужденное бегство от реальности в лес-театр, где играют спектакль для самих себя. Так Уланбек Баялиев создаёт спектакль-оду театральному искусству, которое даёт убежище всем, кто в нём нуждается.

Когда: 3 апреля 

«Свои люди — сочтёмся»

Где: в РАМТе, Москва

«Свои люди — сочтёмся», РАМТ, Москва

Выпускник режиссёрского курса Сергея Женовача Егор Равинский освежил раннюю пьесу Островского, оставшись при этом в рамках классического представления. «Для меня это история не столько о человеческой жадности, гордыне и страхе, сколько об отчаянной попытке человека управлять своей жизнью, "схватить этот мир за рога"», — делился своими впечатлениями о пьесе Равинский. Режиссёр осовременил контекст действия, сменил сатирические интонации на юмористические, что заметно облегчило восприятие громоздкого текста классика. Спектакль проходит в камерном формате на большой сцене. В продуманной до мелочей сценографии гармонично сочетаются предметы старинного быта и современной жизни. И хотя комедия играется в костюмах, близких к эпохе XIX века (художник Алексей Вотяков), изобретательная лёгкость игры актёров создаёт на сцене ситуации сегодняшнего дня. 

Когда: 29 апреля, 20 июня

«Гроза»

Где: в БДТ им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург

«Гроза», БДТ им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург

В своём знаменитом спектакле по одной из лучших пьес Островского Андрей Могучий обращается к драматургии классика с позиции критика Аполлона Григорьева, который видел в Александре Николаевиче поэта национального бытия, а не просто бытописателя. По словам режиссёра, он создал «архаичный допсихологический театр, который оказался мистериальным на своём уровне». Предельно условная сценография — мир, поделённый художницей постановки Верой Мартыновой на чёрное («тёмное царство» жителей Калинова) и красное (цвет света и страсти Катерины), — создаёт идеальный холст для изображения страшной лубочной сказки.

На текст Островского режиссёр смотрит через особую фольклорную оптику. Обобщённый выговор персонажей, в котором соединяются черты говоров разных областей России, рисует звуковой портрет глубинного русского городка Калинова, который существует нигде и везде одновременно. Для каждого персонажа находится своя, уникальная манера исполнения текста: от народных напевов и частушек до оперного пения. А эффектные народные пляски под раскаты грома и молнии по всему зрительному залу вот уже который театральный сезон по-настоящему впечатляют зрителей.

Когда: 23 марта, 13 апреля

«Лес»

Где: в Театре им. Вл. Маяковского, Москва

«Лес», Театр им. Вл. Маяковского, Москва

Художественный руководитель «Маяковки» Егор Перегудов исследует «Лес» Островского через иные природные силы. Вместе с художником Владимиром Арефьевым режиссёр погружает действие спектакля в стоячую воду: ею залита вся сцена, её рябь безостановочно переливается и на заднике. Вода, которая никуда не движется, становится визуальной философией места, в котором обитают персонажи постановки. К финалу она полностью вытеснит лес, превратит место, в которое герои сбежали от реального мира, в болото — и оно затянет в себя многие души.

Как отмечает режиссёр, в спектакле есть «ряд совпадений с сегодняшним днём». И хотя «Лес» написан в комедийном жанре, в постановке Перегудова много драматизма и трагифарса, в которых тонко завуалирована вся наша жизнь. В спектакле принимают участие все поколения труппы театра, а в главных ролях Раисы Гурмыжской, Счастливцева и Несчастливцева выступают Анна Ардова, Сергей Удовик и Вячеслав Ковалёв.

Когда: 30 марта, 19 и 29 апреля

«Мудрецы»

Где: в Театре на Литейном, Санкт-Петербург

«Мудрецы», Театр на Литейном, Санкт-Петербург

Для празднования Года Островского, которое прошло в 2023 году, художественный руководитель петербургского Театра на Литейном Сергей Морозов выбрал пьесу «На всякого мудреца довольно простоты». Действие сатирической комедии перенесено в наши дни. Главный герой Егор Глумов решает делать карьеру через знакомства в светском обществе и попутно ведёт дневник, в котором откровенно глумится над своими покровителями. Обаятельность и изящество Виталия Гудкова, который играет Глумова, придаёт его герою, бесстыдному цинику, весьма неожиданные черты. 

В сценографии минимальное количество деталей раскрывают максимум смысла. Действие разворачивается в условном небоскрёбе, по этажам которого Глумов перемещается, как по ступеням карьерной лестницы. Стильные костюмы Ирины Чередниковой созданы в беспроигрышном сочетании белого, чёрного и красного цветов, каждый из которых определяет принадлежность персонажей к той или иной социальной группе. Сергей Морозов не стал перекраивать оригинальный текст или сочинять новый, но убрал устаревшие приметы XIX века — на этом изменения закончились. И сочетание всех этих характеристик постановки безоговорочно доказывает,  что текст пьесы, написанный полтора века назад, и сегодня способен прозвучать остро и злободневно.

Когда: 12 апреля

«Гроза»

Где: во Дворце на Яузе, Москва

«Гроза», Дворец на Яузе, Москва

Художественный руководитель Сатирикона Константин Райкин ставит центральный текст Островского в жанре трагического балагана. В исполнении молодых артистов труппы пьеса становится яркой, живой и современной. Их творческая энергия коренится в танце и умении свободно импровизировать. Это вдохновило художника Дмитрия Разумова решить сцену как танцкласс с балетными станками. Тут отсылка и к репетиционному залу, пространству творчества и фантазии, и к академической строгости балета, что намекает на закостенелость общественных правил и норм вымышленного города Калинова.

Зрителя буквально встречает «тёмное царство»: чёрно-серый монохром костюмов не допускает во внешний мир ни единого яркого пятна. Зато внутренний мир жителей Калинова раскрашен ярко и многоцветно: здесь можно увидеть и клоунскую пантомиму, и балет, услышать рядом с джазом церковные песнопения и популярные зарубежные шлягеры. Но как бы разнообразна ни была здесь музыка, всё возвращается в итоге к русским народным песням — мощным, зачаровывающим и… трагичным. «Мы хулиганим, стараясь только сохранить главное – суть этой пьесы. Мы говорим о потребности в свободе и убийственности несвободы для живой жизни», — говорит о спектакле сам Константин Райкин. 

Когда: 4, 5 и 23 апреля, 15 и 28 мая, 13 и 14 июня

«БЕСприданница»

Где: в Театре им. Моссовета, Москва

«БЕСприданница», Театр им. Моссовета, Москва

Режиссёр постановки Евгений Марчелли мастерски придаёт классическим текстам современное звучание. В своей новой работе «БЕСприданница» режиссёр изрядно переработал оригинальную пьесу Островского: убрал из неё одни реплики и дописал новые, перенёс действие в условную современность, пропитал весь текст цинизом и лишил его мелодраматизма. 

Герои постановки существуют в атмосфере тотальной нелюбви и относятся друг к другу потребительски. В их глухом мире нет музыки, он безлик, хотя персонажи и рядятся в пёстрые, гламурно-вычурные одежды. Огромная бетонная стена, довлеющая над героями, перекрывает им вид на волжские просторы, образуя абсолютно безжизненный фон их существования. В получившейся злой сатире на день сегодняшний история юной и страстной Ларисы Огудаловой, которую жестоко обманул любимый человек, превратилась в столкновение двух мировосприятий: расчётливости и материализма с одной стороны, искренних чувств и всепоглощающей любви — с другой. На основе классики Марчелли всегда исследует болезни современного общества, и этот спектакль способен поставить зрителям прививку от атрофии чуткости и истощения эмпатии.

Когда: 17 марта, 24 апреля

«На всякого мудреца»

Где: в Театре Наций, Москва

Спектакль «На всякого мудреца» Константина Богомолова вышел в Театре Наций с подзаголовком «Всё, что осталось от Островского после встречи с Богомоловым». Действительно, от оригинала в спектакле мало что сохранено: режиссёр вычеркнул большой кусок пьесы, заполнив образовавшиеся пробелы фрагментами из Чехова, Достоевского, Шекспира и текстами  собственного сочинения. Богомолов переносит действие в сегодняшний день и предъявляет зрителям признаки неизлечимой болезни современной жизни российской элиты. На мрачной и аскетичной сцене, которая оформлена в стиле модного кирпичного лофта с большими окнами (художник Лариса Ломакина), обитают современные чиновники, олигархи, представители столичной богемы и поп-культурные герои.

В богомоловской истории восхождения инфантильного циника Егора Глумова в политическую элиту страны самые важные бичующие монологи произносит не главный герой, а Крутицкий — «старик, очень важный господин», как отмечено у Островского. Этого персонажа в одном из составов играет сам режиссёр. В его едкой, феноменальной по своей беспощадности сатире достаётся всем: Теодору Курентзису, Владиславу Суркову, Никите Михалкову, Ивану Голунову, Виктору Ерофееву и… самому Константину Богомолову. Так жертвами элегантной ловушки  режиссёра-провокатора становятся все без исключения.

Когда: 18 и 19 марта

Материал подготовлен «Театральным журналом»
Текст: Анастасия Воронкова 

Фото на обложке: спектакль «Лес», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Санкт-Петербург

Ещё по теме: