Шесть интересных спектаклей по произведениям Шекспира
Смешная антикомедия, живая импровизация с панковским отрывом, макбетовская жесть, а ещё Гамлет, ради которого стоит съездить в Петербург
Этой весной у Уильяма Шекспира день рождения — 460 лет. О классиках такое говорят часто и не всегда искренне, но над Бардом время и впрямь бессильно. Шекспир — это вечная молодость театра, волнующей свежестью которой попросту невозможно не заразиться. Отмечать праздник следует, естественно, в театре. Например, в одном из упомянутых ниже.
«Король Лир»
Где: в Театре им. Евг. Вахтангова
Трагедия космического масштаба: главный образ спектакля — огромная луна, нависающая над сценой, как планета Меланхолия из одноимённого фильма Ларса фон Триера. Ассоциация верна: речь в этом «Лире» идёт о конце света. А люди — что люди? Фигляры, шумящие на помосте: вершат свои дела, звеня и подпрыгивая, предаются самым изобретательным театральным играм. Плотность фокусов, трюков и гэгов на квадратный сантиметр зашкаливает, при этом ни одного случайного жеста, ни одной детали «для красоты». Играйте, играйте! Скоро грянет Буря, а она, как говорится в этой пьесе, «не разбирает ни дураков, ни умных». Одна из самых совершенных работ Юрия Бутусова — главного специалиста по Шекспиру.
Когда: 23 апреля, 24 мая
«Как вам это понравится?»
Где: в МХТ им. А. П. Чехова
Англия — родина Шекспира. «А что ещё миру дала Англия?» — задались вопросом авторы этого спектакля (режиссёр Юрий Муравицкий и мхатовская молодёжь). Вообще-то много чего, в том числе движение панков. То, что нужно! Шекспировский текст, помноженный на панковский отрыв и актёрскую изобретательность, — и вот пасторальная комедия 400-летней давности смешит публику так, будто написана вчера. Или прямо сегодня, на намоленной сцене МХТ. Живой импровизации и игры с залом хватает, и это тот случай, когда приём не только не раздражает, но и заражает. В конце концов, крылатое «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры» звучит именно в этой пьесе. Как её ещё играть, спрашивается?
Когда: 21 апреля
«Мера за меру»
Где: в Театре им. Вл. Маяковского
«Мера за меру» считается комедией, хотя местами от неё прямо-таки мороз по коже: тут вам и бесчинства власти (под благовидным предлогом, разумеется), и бесчеловечные интриги (снова под ним же), и харрасмент, и просто казни. Режиссёр Саша Золотовицкий не нашёл в этой истории ни одного положительного героя, равно как и ни одного отъявленного злодея. Просто люди, чьё природное несовершенство в определённых обстоятельствах превращается в нечто шокирующее. Жанр обозначен как антикомедия, но это не значит, что не будет смешно: в том-то и штука, что будет!
Когда: 19 и 29 апреля, 15 и 31 мая
«Макбет»
Где: в Театре Наций
А вот этот спектакль для неподготовленных зрителей может стать испытанием. Делать нечего, попробуем подготовить. «Макбет» — одна из мрачнейших вещей Барда, и режиссёр Елизавета Бондарь отправляется в самое сердце тьмы, не захватив с собой даже карманного фонарика. Макбет здесь — генерал, обожжённый войной, оглохший от контузии и обречённый на поражение в мирной жизни (если, конечно, это можно назвать жизнью). Что за война и какое тут тысячелетие на дворе — Бог весть; режиссёр подселяет нас в голову травмированного героя, а там — постапокалиптическая свалка, которая к тому же… звучит! Над звукорядом «Макбета» трудились трое композиторов во главе с Петром Айду. Только сыгран этот звукоряд на флейте водосточных труб, листах жести, железных прутьях и прочем подручном металлоломе.
Когда: 16 и 17 апреля
- Пять спектаклей женщин-режиссёров в московских театрах
«Сон в летнюю ночь»
Где: в «Мастерской Петра Фоменко»
Ещё один вымышленный мир — к счастью, полностью противоположный макбетовской жести. «Сон в летнюю ночь» поставил главный кудесник «фоменок», македонец Иван Поповски. В комедии Шекспира он ничего не менял: вот афинские правители на котурнах, вот эльфы и феи, вот доходяги-ремесленники со своим самопальным театром, вот ослиная голова. А разыграно всё на единственно верном языке — языке сценической магии. Спектакль не движется, а летит на полотнищах шёлка (они тут служат универсальной декорацией) и в безоглядном упоении актёрством. Можно было сказать «лицедейством», но нет: акробатических чудес здесь не меньше, чем остроумия интонаций.
Когда: 17 апреля, 18, 26 и 27 мая, 25 и 26 июня
«Гамлет»
Где: в Александринском театре
Без «Гамлета» наш список обойтись не мог. Вот только «Гамлеты» сегодня — один другого чуднее. В Театре им. Моссовета идёт версия Евгения Марчелли, где вас встретит бритый налысо фанатик, будто выскочивший из «Безумного Макса», а в Театре на Бронной принц датский обернётся кинорежиссёром Гамлетом Гамлетовичем Гамлетманом (такова трактовка Константина Богомолова). За сравнительно нормальным Гамлетом советуем съездить в Питер. Нормальность его, конечно, относительна: он нервозен, импульсивен и ненадёжен. Но он хотя бы вправду принц, а для постановки Валерия Фокина политическое не менее важно, чем метафизическое (впрочем, и с ним порядок). Что ж, других Гамлетов у нашей эпохи пока нет.
P.S. В случае с Петербургом мы могли бы отослать вас к «Гамлету» в Театре им. Ленсовета (там принца датского играет Лаура Пицхелаури), но этот спектакль уходит из репертуара и билетов на прощальные показы нет уже давно.
Когда: 7 мая
- Спектакли Константина Богомолова в Москве
Материал подготовлен «Театральным журналом»
Текст: Сергей Алексеенко
- Московские спектакли со знаменитыми актёрами кино
- 4 российских модельера, которые создали яркие театральные костюмы
- Сходить в театр, а не с ума: краткий гид по театральным вопросам