Национальный детектив

Английский, американский, французский, скандинавский: особенности жанра в разных странах мира

Национальный детектив

Казалось бы, уравнение всего из четырёх частей: есть преступление и его автор, жертва и сыщик. Простая формула, но почему-то каждый раз будоражит воображение. Детективы — обманчиво лёгкий, очень разнообразный жанр, который можно распределить по ещё миллиону подразделов: политический, шпионский, фантастический, с элементами триллера или хоррора.

В том числе и по странам — американский детектив никак не спутать со скандинавским. Мы решили поговорить о том, чем же они отличаются, и посоветовать несколько интересных фильмов и сериалов, характерных для той страны, откуда они родом.

Английские детективы

Начинаем с них, потому что кто мы все без Шерлока нашего Холмса. Несмотря на то, что первыми образцами жанра считаются произведения американского писателя Эдгара Аллана По, именно Англия — страна, где детективы по-настоящему расцвели.

Опытный сыщик, практически гений, и приземлённый, оттеняющий его напарник. Одно громкое дело на каждую книгу или серию — ничего не напоминает? Британские детективы традиционно построены по схеме Шерлока Холмса.

Зрители или читатели должны обладать незаурядными способностями к расследованию преступлений, чтобы догадаться, в чём дело и кто преступник, раньше, чем герой. А авторы любят специально добавлять к повествованию лишние детали, чтобы запутать и повести по ложному следу.

Что посмотреть:

«Убийство на пляже» («Broadchurch», 2013 — 2017), «Фортитьюд» («Fortitude», 2015 — 2018), «Шерлок» («Sherlock», 2010 — 2017), «Лондон убивает» («London Kills», 2019 — 2022)

Американские детективы

У себя на родине жанр трансформировался из чистого в многослойный. Он часто сплетается с чем-то ещё, например, становится психологической драмой или экшеном с полицейскими разборками. Судебные процедурные драмы, гангстерские новеллы — американское кино живо и многообразно.

Но всё-таки у детективов этой страны есть некоторые особенности. И главная из них — сюжетный поворот.

В отличие от британского, американский автор не будет грузить вас множеством сбивающих с толку деталей. Скорее, он проложит вам ровную дорожку сквозь сценарий так, чтобы у вас не оставалось сомнений в том, чего ожидать в финале. И, конечно же, всё произойдёт совершенно наоборот. Вспомните ту же «Исчезнувшую» («Gone Girl», 2014) Дэвида Финчера. Первое впечатление от его просмотра невозможно повторить.

Что посмотреть:

«Настоящий детектив» («True Detective», 2014 — н. в.), «Чужак» («The Outsider», 2020), «Кайфтаун» («Hightown», 2020), «Семь» («Se7en», 1996)

Французские детективы

Французы строят историю вокруг личности героя. Как и в британских сюжетах, он, как правило, опытный профессионал или любитель. Он загадочен, непохож на остальных, явно что-то скрывает о себе и своём прошлом. Всё, что делает этот человек, имеет отсвет его особенной личности. И загадки, которые в ней таятся, зритель (читатель) станет разгадывать едва ли не с большим интересом, чем само преступление.

Фобии, демоны, потаённые желания — этого во французских историях с избытком.

Если условный британский Шерлок — мастер детективных методик и построения выводов на основе улик, то французы как будто полагаются не столько на факты, сколько на своё особенное чутьё, интуицию, эмпатию к преступнику. Это логично, потому что именно мотив — причина, по которой человек переходит черту закона — находится в центре внимания авторов.

Что посмотреть:

«К жизни» («Ad Vitam», 2018), «Персональный покупатель» («Personal Shopper», 2016), «Мой сын» («Mon garçon», 2017), «В час пик» («L'heure de la sortie», 2018)

Скандинавские детективы

Местный парадокс заключается в том, что в одних из самых богатых и счастливых стран мира родился жанр, в котором сомнению подвергается буквально всё, и везде ищется трагический подвох, гниль и другая чернота человеческой души. Типичный сюжет — нищета, убийства, регулярный приём наркотиков и прочие страшные вещи происходят в декорациях благополучных стран.

Кажется, что большая часть всех историй случается в глуши, в маленьких городах или деревнях, где все друг друга знают, но при этом кто-то один из этих приветливых людей — монстр и убийца.

А ещё в скандинавских детективах женские персонажи часто сильнее и интереснее мужских, насилие всегда изощрённо и экстремально, а модели идеальной (или даже хотя бы просто нормальной) семьи не существует.

В общем, есть чем пощекотать нервы. За то и любим.

Что посмотреть:

«Река» («Elven», 2017), «Что спрятано в снегу» («Det som göms i snö», 2018), «Мост» («Bron/Broen», 2011—2018), «Вистинг» («Wisting», 2019)

Автор: Ксения Павлючик

Что ещё почитать на МТС Live: