билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Этот концерт – очередной в серии, которую можно было бы обозначить как диалог культур – европейской и внеевропейской; их удалённость друг от друга позволяет увидеть одну и другую с максимального расстояния и в максимальном контрасте, выявляющем, вместе с тем, неожиданные связи.

«Амбассадор» европейской музыки в этой программе – И. С. Бах. «Искусство фуги» – последнее сочинение лейпцигского кантора, изданное уже посмертно, – являет собой итог многовековой полифонической традиции, ведущей своё происхождение от Ренессанса. Простая абстрактная тема, положенная в основу этого сборника, становится залогом величайшей сложности полифонических разработок: в каждом новом контрапункте она претерпевает изменения – вплоть до обращения, увеличения и уменьшения; впоследствии на её основе выстраиваются двойные, тройные и зеркальные фуги – музыка, исключительно «математическая» даже для своей интеллектуальной эпохи.

Сякухати – японская продольная бамбуковая флейта, история которой восходит к Средним векам; считается, что этот инструмент пришёл в Японию из Китая в VIII веке, при этом существуют версии о более раннем происхождении сякухати, связанном с культурой Древней Индии и Древнего Египта. Игра на сякухати рассматривалась как медитативная практика японских монахов: сдержанный динамический диапазон инструмента с возможностью отображать множество нюансов ассоциировался с буддийской концепцией «срединного пути». При этом предполагалось, что чем выше мастерство играющего, тем большей самореализации он достигает. Такая «самодостаточность» вполне рифмуется с контрапунктическими изысканиями Баха, не имевшими никакой практической цели, кроме существования «ради самих себя» и обращeнных не к какому-либо потенциальному слушателю, но к самой идее сверхъестественного мастерства.

Третья «точка зрения» в этой программе – преломление японской музыки в творчестве европейских композиторов – в данном случае, Владимира Шуляковского и Никиты Часовникова. Традиция такого заимствования знакома нам по живописи второй половины XIX века, когда обращение европейских – в частности, французских – художников к эстетике японского изобразительного искусства стало выходом из академического тупика. Лаконичность линий, чистота цветов и высочайшее совершенство графики стало одной из основополагающих концепций импрессионизма, а затем и постимпрессионизма.

Исполнители:

Никита Часовников (сякухати),

Владимир Шуляковский (скрипка),

Юлия Глазкова (орган)

В программе:

  • Накао Тодзан (1876–1956). ?? – Asakaze
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Контрапункты I и IV из сборника «Искусство фуги», BWV 1080
  • Владимир Шуляковский. «Подражание сякухати»
  • Иоганн Себастьян Бах. Контрапункт V из сборника «Искусство фуги», BWV 1080
  • Владимир Шуляковский. «На склонах Фудзи»
  • Иоганн Себастьян Бах. Контрапункт VII из сборника «Искусство фуги», BWV 1080
  • Никита Часовников (род. 1987). ??? – Cho to Kyu
  • Иоганн Себастьян Бах. Контрапункт IX из сборника «Искусство фуги», BWV 1080
  • Владимир Шуляковский. «Подражание кото»
  • Иоганн Себастьян Бах. Adagio из Концерта ре минор для скрипки, BWV 1052R
  • Владимир Шуляковский. «Буси»
  • Иоганн Себастьян Бах. Контрапункт XIX из сборника «Искусство фуги», BWV 1080, Импровизация на тему BACH