КлоуКома: «Сигнал 161», поиски себя, переезд, литература

Интервью с музыкантом к выходу нового альбома — о Таганроге и том, что разрывает изнутри

КлоуКома: «Сигнал 161», поиски себя, переезд, литература

«Сигнал 161» КлоуКомы — релиз этой осени, который мы рекомендуем. КлоуКомой называет себя мультижанровый музыкант Игорь Балахонов, и это четвёртый альбом в его дискографии. «Сигнал 161» звучит броско и многогранно, при этом являясь личным высказыванием — Игорь посвятил пластинку своему родному городу. 

Мы обсудили с КлоуКомой его последнюю на данный момент запись, поговорили о музыке вне времени, тихих местах и книгах, которые проживут сотни веков.


— Судя по тому, что сказано в пресс-релизе «Сигнала 161», ты много чего вложил в этот альбом. Давай познакомим с твоим новым лонгплеем тех, кто пресс-релиз не читал.

Альбом называется «Сигнал 161» не просто так. Я из места под названием Таганрог, и это важная точка отсчёта для меня — там я написал свой первый сольный полноформатный альбом «Биохимия». «161» — это регион, Ростовская область, а «Сигнал» — радиовещание моих переживаний, эмоций, мыслей. Вроде радиостанции.

— Что-то подобное было у The Weeknd.

Мне кажется, тема с радио была у многих. Из того, что я помню, — «Радио “Шипучка”» у GONE.Fludd’а. Это в принципе популярная тема. Я думал о том, что, может быть, лучше не повторяться, а придумать что-то суперневероятно уникальное. Но зачем? То, что в голову пришло, я воплотил в жизнь, и неважно, было это у кого-то ещё или нет. Главное, что музыки такой не было. По крайней мере, у меня.

— Я скорее про то, что эта тема как будто бы витает в воздухе. Это что-то ностальгическое и уходит корнями в детство? Потому что кажется, что сейчас радио включают по большей части в такси. 

Думаю, да, для нас это ностальгия и детство. А для людей помоложе — просто интересно и концептуально звучит.

— Несмотря на такой винтажный концепт, у тебя получился очень современный альбом. Много жанров поп- и не совсем поп-музыки, электроники. Что ты слушал во время записи «Сигнала 161»?

Это первый мой релиз, когда я слушал очень мало музыки и не опирался на конкретные референсы. Ну, понятное дело, какую-то музыку я слушал. Разную электронщину, постпанк, даже рок, который раньше не мог понять. Но за образец ничего не брал — хотелось придумать своё. Приходил в студию, экспериментировал, искал свой звук. 

Сейчас я учусь писать биты, играть на гитаре, начал ходить на вокал. Хочу спустя какое-то время сам делать себе продакшн. Я думаю, на этом этапе моя музыка станет ещё качественнее и свободнее, будет быстрее и круче над ней работать. 


— У тебя есть собственное определение того, в каком жанре ты работаешь?

Я просто называю это мультижанровой музыкой. Если делить её по категориям, то это альтернатива, это рэп, иногда, но всё меньше и меньше, и это электроника. Драм-н-бейс, хардстайл — с альбома «HELP» экспериментирую с этими поджанрами.

— Ты пишешь музыку настоящего, будущего или, может быть, прошлого? 

От жанра как раз зависит. Если хочется сделать что-то футуристичное, я пишу электронную музыку. Когда записываю альтернативу, я часто затрагиваю тему моего прошлого. Рэп у меня про здесь и сейчас. Я его долго не выдумываю, пишу, как правило, очень быстро.

— Про альтернативу и тему прошлого. В треке «Ночь» как будто бы прозвучали нотки из «Кино». Мне показалось?

Максимально в точку. Для меня это самая ночная песня в мире. Кстати, «Кино»… «Спокойная ночь» называется эта песня? Я её услышал не так давно, пару лет назад. И вот сейчас, когда делали бит с Пашей PROOVY, у меня заиграли эти нотки. Мне кажется, хорошо получилось.

Ещё по теме:

Легенды Ленинградского рок-клуба: что послушать» — «Зоопарк», «Кино», «ДДТ» и другие важные группы культового неформального объединения

— Складывается впечатление, что ты постоянно ищешь себя, экспериментируешь и вообще делаешь то, что хочешь. А как же медиавирусы, тренды?

Я вообще об этом не думаю, мне больше интересно самобытное звучание — в первую очередь я всегда хочу открыть для себя новый звук. Думаю, и без меня у нас достаточно так называемых трендсеттеров. Мне же такое просто неинтересно.

— Не выбираешь ли ты таким образом более извилистый путь к слушателю? Вероятно, условному трендсеттеру двигаться в музыке гораздо проще.

Я считаю, что недооценивать опыт кого-либо здесь точно не нужно — сложно по-любому и там, и там. У меня это работает периодами: бывает, за пятнадцать минут пишется что-то уникальное, бывает — что-то трендовое. А бывает так, что сидишь годами над альбомами и не можешь ничего из себя выжать. 

— Но кажется, что сидение годами за альбомами — не про тебя. Чуть ли не каждый год у КлоуКомы стабильно выходит лонгплей. 

Тут такая история: я анонсирую альбом, начинаю разгоняться, и 70 процентов времени у меня ничего не пишется. Пять месяцев сижу и жду какой-то сигнал из космоса, а потом за три выдаю альбом, уже абсолютно понимая, что и как именно мне нужно делать.  

— Сейчас музыканту, особенно независимому, нужно уметь в многозадачность — не только сочинять песни, но и креативить обложки, думать над продвижением, нередко подрабатывать где-то. Что помогает тебе концентрироваться непосредственно на творчестве? Как остаться на своей волне и не забросить музыку?

Большую часть своих сил я отдаю музыке. Но на обложки, клипы, на всё это всегда хватает времени. На самом деле времени очень много, и лучше всего для музыканта — тратить его на музыку. А если ты что-то не успеваешь и с чем-то не справляешься — найди единомышленников, попроси о помощи. Люди будут с тобой за идею, если ты сможешь им её донести.

— Получается, что горизонтальные связи работают.

В моём случае это так. Мне кажется, много у кого так. 


— В чём для тебя выражается творческий рост?

Да во всём сразу. В том, как сильно выросло качество звука и выступлений, сколько людей пришло на концерт и сколько меня слушают. Нужно смотреть за всем сразу и если где-то чего–то не хватает — дорабатывать.

— Что тебе лучше всего удаётся как музыканту?

Моя работа на сцене. Я чувствую, что там могу показать всю свою энергию и харизму. Быть может, дальше я почувствую свою силу в чём-то ещё. Время покажет.

— А если говорить не о музыке? Что у тебя уже получилось?

Среди моей семьи и родственников как будто бы не было людей, которые смогли просто сделать то, чего хотели. Все всегда были обременены какими-либо обязательствами, сложностями с близкими людьми, деньгами. Были бесконечные проблемы. А у меня, как будто бы у первого в моей семейной ветке, получилось. Я подумал: «Поеду делать музыку», переехал, начал делать музыку, у меня стало получаться. Я смог решиться, и меня это до сих пор вдохновляет. Конечно, всё это не без помощи близких, но тем не менее. 

— Мы выяснили, что «Сигнал 161» ты посвятил Таганрогу. Какой это город?

На момент, когда я там жил, Таганрог был городом, в котором нужно пожить и однажды понять, что стоит посмотреть другие места. Для меня Таганрог — это точка моего вдохновения, место, где я наполнился амбициями, но понял, что там эти амбиции я не смогу реализовать. Это маленький регион, в котором мало активностей, особенно творческих. 
Таганрог очень спокойный и тихий. Я знал много людей, которые приезжали сюда, открывали небольшую кофейню или другой маленький бизнес и доживали так свою жизнь. Не знаю, почему выбирают именно этот город. Возможно, потому что там есть море.

— Это весомая причина.

В целом, да. Но сейчас Таганрог меняется. Много молодых уезжает, населения в городе всё меньше, и меньше, и меньше. 

— Похоже, Таганрог — спокойный город. При этом альбом, который ты ему посвятил, сложно назвать спокойным.

Ну просто разрывает изнутри! Хочется поделиться своими мысли, показать что-то важное для себя. А в итоге показываешь это людям, которые там [в Таганроге] с тобой, друзьям, и они часто не разделяют [твоих мыслей]. Не понимают вообще, что ты им хочешь сказать. А потом ты выезжаешь куда-то, тебя слышат больше людей, и находятся те, кому нравится то, что ты делаешь. Тогда понимаешь, что надо двигаться дальше.


— Ещё один трек с альбома, «Мёртвые души». Вижу здесь перекличку, возможно, непредумышленную, с названием романа Гоголя. Читаешь ли ты, что читал последнее и как считаешь, нужна ли литература тем, кто пишет тексты песен?

Сейчас я читаю собрание стихов Бродского, до этого я прочитал роман немецкого писателя Фейхтвангера «Лже-Нерон» про императора-самозванца. В целом я стараюсь читать регулярно, не потому что так нужно, а потому что так мне хочется. Нравится находить что-то новое для себя, крутить это в голове. Нужно ли читать всем? Не уверен. Все люди разные. Кто-то ничего не читает и выдаёт нечто невероятное в песнях и не только в песнях. Поэтому, мне кажется, это личное дело каждого. Но, безусловно, тем, кто ищет новое для себя, книги это дадут. Книги живут уже сотни веков и ещё столько же проживут. 

— Что последнее произвело на тебя впечатление из искусства?

«Ave Maria» Шуберта. Она одновременно и простая, и сложная. Я её пою постоянно, везде. И ещё книга Джека Лондона «Мартин Иден». Отчасти она вдохновила меня на то, чтобы я переехал.

— Кому посоветуешь послушать «Сигнал 161» в первую очередь?

Всем!

— Как подготовиться к его прослушиванию тем, кто ещё не знаком с твоим творчеством?

Тут как с любым артистом. Конечно же, логично будет изучить его дискографию. Выбрать лучшие полноформатные релизы, пройтись по ним, понять, с чего он начал и к чему он пришёл… Но я не буду этого советовать. Если у меня в жизни вдруг появляется новый артист, я предпочитаю включать треки рандомно. Если получается расслышать какую-то интересную историю — перехожу к альбомам. Так что ни к чему не надо готовиться, просто включайте музыку. Я в этом плане за ощущения, а в смыслах и концепциях разберёшься сам.

Ближайшие концерты «КлоуКомы», на которых прозвучат треки с альбома «Сигнал 161», состоятся 28 октября в Москве и 4 ноября в Санкт-Петербурге. 


Беседовал Владимир Наумов