Билли Новик: «Не надо ничего понимать в джазе»

Интервью с фронтменом Billy’s Band о всей сути Летова, Чайковского и симфонического оркестра

Билли Новик: «Не надо ничего понимать в джазе»

Билли Новик — лидер и основатель Billy’s Band и «Петербургского джазового актива», интерпретатор и поклонник «Гражданской обороны», автор нескольких неофициальных гимнов непарадной Северной столицы. Наш редактор Владимир Наумов поговорил с Билли о щемящих нотах, опасной правде, мелодии-невесте и музыканте-враче.

Ближайшие концерты Билли Новика и его проектов:

— Билли, как понять джаз тому, кто никак не может сделать этого, но очень хочет?

Всё проще, чем кажетсяВо-первых, не надо ничего понимать в джазе. Лучше просто любить его. Для начала можно послушать ритм, впустить его в себя. А всё, что дойдёт сверху, — это просто приятные бонусы. 

— Ещё про понимание музыки. Вы не раз говорили, что любите слушать Чайковского. Что в нём есть такого, чего вы не находите у других композиторов?

Да, я часто думаю об этом. У него есть особая светлая печаль, иногда очень болезная и часто маскирующаяся под светлую. Это мне очень близко. Его музыкальный язык мне понятен настолько, что мне кажется, что он «говорит» на чистейшем русском языке. Будто бы моя ДНК его понимает и сопереживает всей его музыке. 

Щемящие ноты. Ни у кого из композиторов я этого не слышу настолько, как у него. 

Читайте также:

— Вы довольно часто выступаете с репертуаром из песен «Гражданской обороны», и в вашем исполнении они звучат на удивление органично. Как вы сами считаете, в чём тут причина?

Я вырос на этой лирике. Это часть моей прошивки. Я люблю Летова с 6 класса, Летов живёт во мне уже почти 35 лет. Это естественно для меня, это часть меня. Настолько, что я даже не могу толком ответить на этот вопрос. 

— Ваше мнение, почему интеллигентных людей разных возрастов и поколений захватывает музыка Егора Летова? 

Сермяжная правда жизни, облаченная в контрасты иносказаний и гиперреалистичных образов. Суровые отчаянные художественные образы, архетипичность, многомерность и глубина. Вот поэтому. 

— А относительно недавно она считалась чем-то маргинальным. С этим можно и, считаю, нужно спорить, но звучат «ГО» действительно опасно.

Для меня это звучало маргинально только в 6 классе. Потом я привык. Агрессивно, да. Опасно, потому что слишком похоже на правду. 

13 сентября Билли Новик споёт песни Егора Летова в Петербургском клубе «Космонавт».

Купить билеты

— Что для вас самое простое и самое сложное в сочинении песен?

Самое простое — мелодия. Она приходит незаметно, в какой-то момент ты обнаруживаешь, что она уже минут 10 играет в голове. Счастье, когда она приходит сразу вместе со словами, но чаще — без. И тогда начинается самый трудный период — подыскивание ей достойного «жениха». Ну, то есть текста. Иногда на это уходит по три года. 

— А в техническом смысле? Есть ли что-то, что вы пытались сыграть, но по той или иной причине так и не смогли?

Сыграть можно всё что угодно. Даже малыми средствами. Даже втроём можно сыграть всю суть симфонического оркестра. Это решаемый вопрос на уровне аранжировки. 

— Не секрет, что ваш алкоджаз уже не “алко” в прямом смысле слова. Остались ли у вас привычки, которые вы сами считаете для себя вредными?

Да, целая куча. Люблю раскидывать одежду. Люблю поздно ложиться. Бессмысленно рефлексировать, говорить лишнее. Работать без перерывов. Да много их. 

— В чём главное отличие профессий музыканта и врача?

В ответственности. Музыкант, считай, художник. Помните, «художник так видит». И всё тут. А врач не имеет права «так видеть», он должен облегчить страдания любому. Разобраться до мозга костей и реально помочь пациенту. 

— Всё ли нормально с музыкой сегодня? Поделитесь, если не сложно, своими наблюдениями как врач и как музыкант.

Как врач — всё логично и всё старо как мир: старики брюзжат, молодёжь кайфует. А с точки зрения музыканта, человека, который живет музыкой, — грустно, что в тенденциях музыкальный язык деградирует, редуцируется, вымирает. 

— Вы ностальгирующий человек? Если да, то по чему? А если нет, то каким словом вы бы охарактеризовали себя?

Хотелось бы сказать что нет, но… музыка, культура и общественные устои мне ближе те, что были нормой в 50-70 годы. Я умеренный либеральный консерватор, мелодраматический сноб или даже скорее бруталоромант. 

Читайте также:

Беседовал Владимир Наумов