Urban. Saint-P. Письмо от куратора

В приложении МТС Live появился бесплатный получасовой digital-спектакль с дополненной реальностью, повествующий об уличной культуре Северной столицы. Один из создателей постановки, Михаил Огер, рассказывает в нашем специальном материале об участниках проекта, их идеях, источниках вдохновения и не только

Urban. Saint-P. Письмо от куратора

Подробнее об AR-спектакле


Как и в спектаклях, посвящённых Москве и Екатеринбургу, наша история про город на Неве пропитана локальной мифологией и метафизикой. У местных уличных художников есть свои покровители и, разумеется, свои антагонисты. По качеству и скорости зачистки улиц от свободолюбивого и независимого искусства Питер может смело конкурировать с Москвой. Как, впрочем, и по качеству самого уличного искусства. Статус культурной столицы Петербург точно носит не зря — с момента проникновения вируса уличной культуры в Россию невский стиль всегда был в авангарде и задавал тренды. Это и хип-хоп, и граффити, и другие направления стрит-культуры. 

Петербург строился по европейским канонам, все дома в историческом центре (а он тут очень внушительных размеров) примерно одинаковой высоты, их архитектура взаимосвязана, дворы и переулки до сих пор бережно хранят свои истории. В таком городе, как, впрочем, и в любом другом крупном европейском мегаполисе, граффити и стрит-арту самое место. Молодёжь хочет самовыражаться, и творчество вписывается в городскую среду довольно органично. В нулевых и десятых Питер очень напоминал Берлин, Варшаву и другие европейские столицы. Стены города были исписаны лучшими граффити-райтерами и стрит-артистами мира.

В ранних нулевых в Питере сформировалась мощная хип-хоп-группировка Funk Fanatix во главе с моим давним другом и местным скаутом Колей Super (известный граффити-райтер, ушедший из жизни из-за рака в феврале 2022 года). Именно в Питере написал свой культовый альбом рэпер Смоки Мо. И именно в Питере брейкданс-команда TOP 9 отточила свой стиль до таких высот, что достигла мирового чемпионства, а весь хип-хоп-мир узнал про город на Неве и культовую местную брейкданс-крю.

В нашем спектакле мы нащупываем связь историй прошлого с контекстом сегодняшнего дня. Жизнь стрит-арта в городе становится всё более и более эфемерной. Талантливые независимые работы исчезают, не провисев и недели. Равно как и крупные работы, привлекающие внимание всего мира, оказываются камнем преткновения для чиновников, которым важнее заявить и прославить себя, чем сохранить самобытное уличное искусство, возвышающее Петербург с его культурным бэкграундом до небес.

Наш питерский дримтим разнообразен и мастит. В нашей подборке легальное искусство уравновешивается нелегальным. Например, монументальный нелегальный стрит-арт представлен остросоциальной арт-группой «Явь». Их работа «Женская власть» иллюстрирует, как даже из самого обветшалого фасада можно создать городскую достопримечательность. Мурал «Хармс», созданный казахстанским художником Пашей Касом, несмотря на многолетние дрязги вокруг статуса этой выдающейся работы, так в итоге и не был легализован и буквально недавно был тотально закрашен коммунальщиками. Увы, всё, что мы успели, — это увековечить этот мурал в диджитал-формате. Petro / Slak, авторы самой монументальной из представленных в спектакле работ, расписали многоэтажку в ЖК «Граффити». 

Ну и какой стрит-арт без джентрифицированной промзоны? «Севкабель» — ярчайший тому пример: здесь и аморфный мурал Андрея Бергера, и полное погружение в себя Саши Демкина. Обе работы, словно волны Финского залива, завораживают и закручивают нас в водоворот образов и смыслов.   

К озвучке спектакля привлечены актуальные голоса, звучащие из Питера сегодня, — особенно ярко среди артистов озвучки выделяются рэпер OBLADAET и певица Masha Hima — им достались роли странствующего Уличного Поэта и Музы, покровительницы уличных талантов. Трек OBLADAET «Дом с привидениями», звучащий в спектакле, заслуживает особого внимания — он был написан для спектакля и войдёт в новый альбом артиста.

За постановку, как и в Urban.Ekb, отвечает наш неизменный тандем — режиссёр Тимур Шарафутдинов и уральский драматург Мария Конторович. Режиссура VFX — Азиза Кадыри и Immerse.Lab, общий арт-дирекшн — известный во всём мире диджитал-художник Misha Libertee. Поэзия, звучащая в спектакле, тщательно подобрана с участием Андрея Родионова и Екатерины Троепольской — наших неизменных поэтических кураторов.

На этом, пожалуй, всё, сюжет спойлерить не будем — посмотрите всё сами. И не забудьте оставить отзыв в соцсетях. 


Всем мир, ваш куратор Михаил Огер.