Что такое иммерсивный спектакль, к чему готовиться его зрителям, какие постановки посмотреть в Москве

Сегодня иммерсивной называют практически любую постановку, которая хоть сколько-нибудь задействует зрителя. Попробуем разобраться, что же на самом деле означает понятие иммерсивности и чего ожидать от настоящего иммерсивного спектакля

Что такое иммерсивный спектакль, к чему готовиться его зрителям, какие постановки посмотреть в Москве

Само понятие восходит к английскому слову immerse — погружать, затоплять, вовлекать. В этом и заключается главный принцип иммерсивной постановки — убрать невидимый барьер между артистами и зрителями, сделав их не просто свидетелями, а соучастниками всего происходящего. Степень такого «погружения» может быть разной — от безмолвного присутствия зрителя «рядом» до его непосредственного влияния на ход повествования.

Что такое иммерсивный спектакль

Рассмотрим основные особенности, отличающие его от классических форм сценического искусства.

  • Зрители и артисты находятся в едином сценическом пространстве.

Это один из ключевых способов достичь эффекта соучастия. На иммерсивной постановке не будет сцены в привычном её понимании. Постановщики перестраивают зал таким образом, чтобы зрители перемещались наравне с актёрами и могли самостоятельно взаимодействовать с предметами и элементами декораций. 

К этому приёму обращался ещё Всеволод Мейерхольд в начале ХХ века. Он размещал актёров среди зрителей, а само действие спектакля переносилось в зал или даже фойе.
В постановке «Неистовый Роланд» итальянского режиссёра Луки Ронкони были задействованы движущиеся площадки в разных углах сценического пространства. Зрители могли переходить от одной к другой, выбирая разные варианты сюжетного развития.

Действие иммерсивной постановки совершенно не ограничивается зрительным залом и вообще зданием театра. В зависимости от формата, выбранного режиссёром, оно может быть перенесено в здание отеля или даже заброшенного завода.

Первый такой опыт предложила английская театральная группа Punchdrunk в 2000 году. Их представление Sleep no more разворачивалось на складе, превращённом в заброшенный отель. Зрители могли самостоятельно ходить по всем 90 комнатам, исследуя пространство, открывая тайники и наблюдая за основным развитием сюжета.
В России одной из первых таких постановок стал «Норманск» по повести братьев Стругацких. Представление разворачивалось на пяти этажах Центра имени Мейерхольда, действие происходило одновременно в нескольких местах, и зрители сами выбирали, куда им идти и за какой сюжетной линией следить. 

Наконец, есть постановки, разворачивающиеся прямо на улицах города — так называемый променад-театр. Зрители организованно перемещаются по определённому маршруту, становясь наблюдателями или даже действующими лицами всего процесса.

В Москве такой формат был впервые опробован в 2015 году — Remote Moscow от немецкой команды Rimini Protokoll. Два десятка человек в наушниках шли по городу, спускались в метро, заходили в церковь и поднимались на крышу торгового центра. Голос в наушниках давал им необычные и порой странные задания, позволяя в итоге получить совершенно неожиданный опыт и новый взгляд на город.
  • Зритель становится непосредственным участником событий.

Необходимое условие иммерсивности — это физическое и эмоциональное участие всех присутствующих в игровом процессе. Однако степень этого участия может быть очень разной. 

Зритель может быть молчаливым наблюдателем. Он свободно перемещается в игровом пространстве, трогает предметы, по своему собственному желанию выбирает сюжетную линию, за которой он будет следить, формируя свой собственный нарратив. Таким образом, зритель эмоционально и физически вовлечен в процесс, но при этом не влияет на развитие сюжета.

В спектакле «Вернувшиеся» зрителям нельзя ни разговаривать, ни трогать артистов. Те же со своей стороны полностью их игнорируют, могут даже оттолкнуть тех, кто мешает. Тем самым зрители понимают, что являются «духами», чужими в этом мире. Их преследует ощущение дискомфорта — они попали в мир, где им нет места.

Впрочем, и не влияя на ход событий, зритель может почувствовать себя полноценным участником — актёр может обратиться к нему с просьбой, передать записку, шепнуть что-то на ухо. Это, безусловно, впечатляет и даёт очень запоминающийся опыт.

Есть спектакли, в которых зритель может включаться в непосредственное взаимодействие с артистами и напрямую влиять на развитие сюжета. Формы такого взаимодействия также бывают разные. 

Например, в 1985 году был поставлен мюзикл «Тайна Эдвина Друда». Зрители голосованием решали, кто убийца, и от их выбора зависел финал спектакля.

В таких постановках часто нет единого линейного сюжета, привычного нам в классической драме. Каждое решение, каждый сюжетный поворот запускает определённую цепочку развития событий и, соответственно, ведёт к определённому финалу. В зависимости от выбранных решений эти цепочки и сам финал будут разными — так же, как бывает в компьютерных играх.

В качестве примера можно привести спектакль «Метро 2048». В одной его части — «Противостояние» — зрители включаются в противоборство враждующих между собой фракций Порядка и Свободы, и у каждого складывается его собственный личный сюжет, не повторяющийся больше ни с кем. В другой части — «Опасный рейд» — участники, разделившись на две команды, отправляются в бункер под предводительством сталкеров. 
  • Одна из основных творческих задач постановщика – дать зрителю новый опыт.

В зависимости от постановки и самой творческой задачи режиссёра зрительский опыт всякий раз различается.

Участники могут исследовать пространство, искать улики и подсказки, которые помогут собрать историю воедино. Получив возможность свободного перемещения, зритель может отказаться следовать за главной сюжетной линией и обратить свое внимание на второстепенные — таким образом, он может получить свою собственную историю, непохожую на другие.

Наконец, истории может не быть вовсе, если авторы задаются целью сосредоточить зрителя на его внутренних переживаниях, вызвать в нём определённые воспоминания или ассоциации, дать ему новый визуальный, аудиальный, кинестетический или эмоциональный опыт. 

Современные VR-технологии позволяют увидеть самого себя со стороны или даже почувствовать себя в теле другого существа.

Стоит учитывать, что этот опыт может оказаться и неприятным для вас. Вы можете испытать отвращение, страх или почувствовать такую агрессию, какой никогда от себя не ожидали. 

Что нужно знать об иммерсивном спектакле

1. Выбирая иммерсивную постановку, внимательно изучите её формат и содержание. Если вы плохо переносите закрытые пространства, вас может неприятно удивить необходимость спускаться в закрытый бункер. Кроме того, зная общие особенности постановки, вы сможете выбрать подходящую одежду и обувь.

2. Внимательно слушайте рекомендации, которые дают в начале спектакля, и старайтесь их соблюдать. На протяжении всей постановки организаторы и артисты поддерживают определённую атмосферу, и их просьбы объясняются именно творческой задачей.

3. Если вам предлагают свободно перемещаться по сценическому пространству, попробуйте не следовать за основным потоком зрителей. Во-первых, вам, скорее всего, будет плохо видно. Во-вторых, пойдя своим путём, вы можете увидеть и услышать нечто не менее интересное.

4. Настройтесь на новый опыт. Он может оказаться для вас неожиданным и даже обескураживающим, но не спешите принимать всё в штыки — вы ничего не потеряете, если попробуете.

Какие иммерсивные спектакли стоит посмотреть в Москве

«Гримёр» — возможность пройти по залам усадьбы Салтыковых-Чертковых. Зрители погружаются в атмосферу закулисного домашнего театра начала XIX века и наблюдают за интригами, репетициями и, конечно, историей любви.

«Пиковая дама» — иммерсивная опера-променад в усадьбе Гончарова-Филипповых, посмотреть которую всякий раз могут лишь 54 зрителя – по числу игральных карт в колоде.

«На Трубе» — это променад по Дому на Трубе, на протяжении которого зрители станут свидетелями фрагментов из жизни Шаляпина, Чехова, Толстого, а в финале получат бокал шампанского и салат оливье, придуманный знаменитым шеф-поваром именно в этих стенах.

В формате променада строится и постановка «Зеркало Карлоса Сантоса», в которой 12 зрителей проходят через 4 комнаты, связанные с разными состояниями. Восприятие каждого зрителя оказывается разным в зависимости от его жизненного опыта и воспоминаний. Финалом постановки становится ужин, расставляющий точки над i.

Почувствовать себя присяжным, от которого зависит итоговый вердикт, позволит спектакль «Семейный суд». Одновременно проходят слушания по разным делам, и зрителю придётся выбрать, в каком процессе принять участие.

Сразу в нескольких московских отелях проходит спектакль-экскурсия «Заблудшие». В качестве гостей вы пройдёте по таким уголкам, которые недоступны обычным постояльцам. «Националь», Hilton Ленинградская, Crowne Plaza покажут зрителям свою историю через театрализованное представление.

В иммерсивном театре «Морфеус» проходит сразу 5 спектаклей: захватывающий триллер «Ответ Гиппократа», романтическая комедия «До свадьбы заживёт», мистический детектив «22’07», интерактивное шоу-импровизация «Вдох» и семейное приключение «Загадка амулета». Ключевой особенностью «театра с закрытыми глазами» является формат проведения постановок  всё действие происходит в воображении гостей. Эффект иммерсивности достигается за счёт полного «отключения» зрения и активации остальных органов чувств. Вы будете слышать запахи и звуки, чувствовать вкусы, общаться с актёрами и другими гостями постановок, на ощупь исследовать мир.

«Ленинградский» — первый в мире иммерсивный аудиоспектакль, поставленный на железнодорожном вокзале. Во время 50-минутной прогулки вы обнаружите старинную кирпичную кладку, лестницу, которая помнит шаги императора, и другие артефакты времён царской России, услышите захватывающие истории пассажиров и отправите послание себе в будущее. Не забудьте смартфон и наушники!

Ещё по теме: