Шесть спектаклей по произведениям Михаила Булгакова в Москве

«Зойкина квартира» Евгения Писарева, «Собачье сердце» Алексея Дубровского и ещё 4 постановки в культовых театрах столицы

Шесть спектаклей по произведениям Михаила Булгакова в Москве

Кажется, что со времени знакомства читателей, а затем и театральных зрителей с произведениями Михаила Афанасьевича Булгакова писатель является перманентно популярным. В советское время его спектакли снимали со сцены, а большинство написанных им романов и пьес увидело свет только после смерти автора. Но искусственность этих ограничений никак не отразилась на интересе к Булгакову. И век спустя этот интерес не ослабевает. Ровно так же, как и злободневность поднятых писателем тем.

Для фанатов и не только! Собрали несколько московских спектаклей по произведениям классика. Заметьте, здесь нет «Мастера и Маргариты» — специальную подборку театральных впечатлений по этой истории МТС Live приготовил для вас отдельно. 

«Записки покойника»

Где: в Студии театрального искусства
Когда: 8 июня

Купить билеты

У режиссёра Сергея Женовача долгий театральный роман с писателем. И сейчас в Студии театрального искусства идёт булгаковский диптих — спектакли «Мастер и Маргарита» и «Записки покойника» по мотивам неоконченного автобиографического произведения Михаила Булгакова, более известного как «Театральный роман». В постановке о злоключениях начинающего литератора Сергея Леонтьевича Максудова (Иван Янковский) и о закулисье театральной жизни серьёзное и даже трагическое часто скрывается под маской смешного. И наоборот. Этот приём обыкновенен как для Булгакова, так и для Женовача, которому даже каноническую «Работу актёра над собой» К. С. Станиславского удаётся ввернуть в спектакль с таким тонким комизмом, который ничуть не умаляет уважения к настольной книге любого артиста. 

«Багровый остров»

Где: в Театре имени Пушкина
Когда: 23 мая (последний показ)

Купить билеты

Ещё один спектакль, который даёт возможность заглянуть за кулисы театра. Но если в предыдущем варианте это путешествие балансирует на грани кошмарного сна, то здесь за сломанной «четвёртой стеной» — пронзительная пёстрая реальность не конкретного, а абсолютно любого театра со своими шутками, проблемами, интригами.

Драматургический памфлет Михаила Булгакова вернулся на историческую сцену — именно здесь, в Московском Камерном театре, в 1928 году состоялся первый показ «Багрового острова». Тогда спектакль быстро сняли те, на кого и был направлен остро заточенный карандаш булгаковской сатиры. 

Зловещий Главрепертком давно упразднён, но пьеса не перестаёт быть понятной и близкой сегодняшнему зрителю. И всё же у «Багрового острова» в конце мая остался один-единственный показ. Успейте попасть или ждите появления спектакля в Сети — к счастью, после снятия названий из афиши театры порой публикуют записи в интернете.

«Зойкина квартира»

Где: в Театре имени Пушкина
Когда: 22 мая, 20 июня, 3 июля

Купить билеты

Немного задержимся на Тверском бульваре. «Зойкина квартира» Евгения Писарева стала не меньшим оммажем истории Камерного театра. Основа сценографии Зиновия Марголина из двух наклонных плоскостей потолка и пола, будто стремящихся раздавить «квартирантов», чем-то напоминает сценическую площадку легендарной «Федры» Александра Таирова. Зое Денисовне Пельц (Александра Урсуляк) удержать равновесие на ней так же сложно, как и героине древнегреческой трагедии в исполнении Алисы Коонен.

Режиссёр с ювелирной тщательностью переносит текст пьесы на сегодняшнюю сцену (да и жаль было бы лишиться множества давно достойных стать крылатыми выражений), окутывая его стильными клубами нуарного дыма и предлагая свою вариацию темы Sex, drugs and foxtrot.

Олицетворённая Квартира в исполнении Инны Кара-Моско появляется в спектакле страшным знамением того, что разруха-старуха с клюкой всё-таки выберется из голов и доберётся до клозетов.

«Собачье сердце»

Где: в Малом театре
Когда: 12 и 18 мая

Есть произведения, постановка и просмотр которых грозит опасностью начать сравнивать их со знаменитыми примерами инсценировок прошлого. И, конечно, «Собачье сердце» — одно из них. Пожалуй, не найти человека, не знакомого с профессором Преображенским в исполнении Евгения Евстигнеева и Шариковым — Владимиром Толоконниковым. 

Состав спектакля Малого театра не менее легендарен. Кроме бенефицианта — исполнителя роли профессора Преображенского, народного артиста России Василия Ивановича Бочкарёва — даже в небольших ролях тут сплошь народные и заслуженные артисты. Разместились герои внутри сценографии Марии Утробиной, вдохновлённой нереализованным проектом советского архитектора-авангардиста Владимира Татлина. В одной башне-спирали ДНК уместились и профессорская гостиная с кремовыми шторами, и молодцы в кожанках с кумачовыми флагами. Постановка Алексея Дубровского вполне выдерживает сравнение с «классикой».

«Собачье сердце» 

Где: в МТЮЗе 
Когда: 26 мая и 8 июня

Купить билеты

Ещё одно «Собачье сердце» в нашей подборке, ещё одна постановка, годы спустя вновь вернувшаяся «на родину». 

Генриетта Яновская поставила спектакль по повести Михаила Булгакова на сцене МТЮЗа в 1987 году, за несколько месяцев до первой публикации текста в СССР. Сегодняшний спектакль режиссёра Антона Фëдорова — конечно, другой. Он с уважением относится к предшественнику, учитывая сценическую историю почти хрестоматийной постановки, однако в то же время не позволяет плыть по волнам привычного восприятия текста. «Чем более знакомым нам кажется литературный текст, тем больше поводов для разговора он предлагает», — считает сам режиссёр. 

«Бег»

Где: в Театре им. Евг. Вахтангова
Когда: 25 мая и 10 июня

Купить билеты

Атмосфера «пьесы в восьми снах» очень точно передана на сцене Театра Вахтангова: то ли это сон, от которого хочется скорее проснуться, то ли явь, где до одурения молишь: «Пусть всё окажется сном!» Сюжет о поисках счастья перманентно актуален, а концепция снов остаётся возможностью отчаянно глубокого погружения в иррациональные образы подсознания.

Вязкая чернота почти пустой сцены, где как будто смазанными выглядят константинопольская площадь, Париж, железнодорожная станция (сценография Александра Шишкина), идеально работает с гипнотическими пассами режиссёра. Считается, что люди видят не цветные сны и что уже после пробуждения сознание «раскрашивает» их. Здесь, в чёрно-белом решении спектакля, зритель тоже раскрашивает историю своими цветами, видя и ужас войны, ломающий людей, и залихватское отчаяние, и полубезумное счастье, и любовь.

 

Материал подготовлен «Театральным журналом»
Текст: Дарья Васильева