Концерт «Россия глазами композиторов ХХ века»

Концерт «Россия глазами композиторов ХХ века»Концерт «Россия глазами композиторов ХХ века»
Концерт «Россия глазами композиторов ХХ века»Концерт «Россия глазами композиторов ХХ века»
Концерт «Россия глазами композиторов ХХ века»Концерт «Россия глазами композиторов ХХ века»

Описание

Исполнители:

Томский академический симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижер Михаил Грановский

Дирижер –Денис Немирович-Данченко

Екатерина Клеменс, сопрано

Евгений Штейнмиллер, баритон

Музыка Игоря Стравинского, Николая Мясковского, Альфреда Шнитке, Георгия Свиридова, Дмитрия Шостаковича и Исаака Дунаевского – зеркало России и зеркало ХХ века. Маэстро Денис Немирович-Данченко в программу концерта включил произведения этих композиторов-современников, в каждом из которых по-своему запечатлено прошедшее время.

В зеркале Стравинского отразились поиски нового музыкального языка в начале ХХ века. После «Весны священной» его называли «деструктивным модернистом». Композитор получил мировую известность благодаря балетам «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые прославили Россию и стали ее символом. Несмотря на то, что в основе сюиты к балету «Пульчинелла» итальянская комедия дель-арте и музыка Дж. Перголези, в сочинении Стравинского заметно ощутим русский взгляд на искусство.

Moderato для струнного оркестра Николая Мясковского – это 6 минут красивейшей музыки для камерного оркестра, написанной в середине ХХ века. Личность композитора во многом определила характер его музыки, в том числе и опуса 46-бис. Его называли «художественной совестью нашей музыки» (Асафьев). Тот же Борис Асафьев писал, что Мясковский «отражает жизнь не сквозь пафос и чувствования организованных масс, а сквозь призму личностного умозрения». Увидеть сегодняшнюю Россию в зеркале музыке Мясковского – задача, которую предлагает публике дирижер.

Гений Дмитрия Шостаковича, с одной стороны, целиком сформирован историей ХХ века, а с другой – его музыка – это история ХХ века. И без нее минувшее столетие представить невозможно. Сатирические романсы, написанные композитором на тексты из журнала «Крокодил» - это «кривое зеркало», но и в нем отразились характерные приметы времени.

Совершенно иная по колориту и тональности Россия предстанет в музыкальном зеркале Георгия Свиридова. Главным средством высказывания для него была вокальная музыка, музыка, связанная со словом. Так как, по его мысли, в синтезе музыки и слова заключена истина. Романсы, написанные им на стихи Пушкина, Есенина и Блока – это признание в любви к России, это и боль за нее. Но в «Маленьком триптихе», который маэстро Немирович-Данченко также включил в программу, композитор отступил от своего правила – связывать музыку со словом, это одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра.

В творчестве Альфреда Шнитке, самого младшего современника Стравинского, слушатели вновь встретятся с музыкальным авангардом ХХ века, но уже второй половины столетия. Именно как новатору в музыке обратился к композитору режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов, чтобы тот написал музыку к его спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Гоголя. Премьера состоялась в 1978 году, по словам режиссера, музыка наполняла пространство, отражала время действия и даже заменяла собой декорации.

Но, пожалуй, самой любимой и популярной у многих поколений советских людей была музыка Иосифа Дунаевского – ее знали все, ее пели, ее любили и любят. Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер» придаст легкое дыхание классике ХХ столетия.

В программе:

  • Власов. Романс «Фонтану Бахчисарайского дворца»
  • Дунаевский. Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер»
  • Мясковский. Moderato для струнного оркестра
  • Свиридов. Маленький триптих для большого симфонического оркестра
  • Свиридов. Романсы для голоса и оркестра на слова русских поэтов (Пушкин, Есенин, Блок)
  • Стравинский. Сюита из балета «Пульчинелла» (фрагменты)
  • Шнитке. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» (фрагменты)
  • Шостакович. Два романса из журнала «Крокодил» (Инструментовка для оркестра – Денис Немирович-Данченко)
Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
Продолжая пользоваться данным сайтом, вы принимаете пользовательское соглашение
Ок