билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Спектакль — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссёра в России»

Спектакль знаменитого греческого мастера, одного из лидеров европейского театра Теодороса Терзопулоса — первая полная сценическая версия пьесы Хайнера Мюллера «Маузер» в России. Хайнер Мюллер (1929-1995) — немецкий драматург, режиссёр, поэт, эссеист, крупнейшая фигура немецкого театра после Бертольта Брехта, чья драматургия не имела должной сценической судьбы на российской сцене, большая часть творческого наследия Хайнера Мюллера так и не переведена, и не опубликована в нашей стране.

Первая редакция этого спектакля вышла в марте 2020 года, впервые за всю историю Александринского театра, в силу только что объявленных противоковидных ограничений премьеру сыграли без зрителей в зале, но с показом спектакля на многомиллионную аудиторию в режиме реального времени, на платформе Триколор. Затем спектакль имел замечательную судьбу как в Александринском театре, так и на гастролях.

В декабре 2023 года, с учетом изменившегося исторического времени во второй, авторской редакции Теодороса Терзопулоса «Маузер» перенесен из торжественного, парадного зала исторической сцены в строгое, интеллектуальное пространство Новой сцены имени Вс. Мейерхольда.

Особую художественную и историческую ценность спектаклю «Маузер» сообщает важный факт творческой биографии Теодороса Терзопулоса. В 1970-х годах режиссёр пять лет стажировался в Берлинер ансамбль, где его наставником был сам Хайнер Мюллер. В 1990-х именно Теодорос Терзопулос впервые открыл драматургию Хайнера Мюллера для российского зрителя, поставив в Театре на Таганке спектакль по его пьесе «Квартет» (1993) с артистами Аллой Демидовой и Дмитрием Певцовым.

«Маузер» был написан в 1970 году как третья часть экспериментального триптиха, первая пьеса из этого ряда — «Филоктет», вторая — «Гораций». Триптих опирается на теорию и практику дидактической драмы Брехта, но и полемизирует с ней. Предтечей «Маузера» стала «дидактическая песня», созданная Бертольтом Брехтом и композитором Хансом Эйслером «Высшая мера» (Die Massnahme, 1930).

«Маузер» описывает и представляет собой особый судебный процесс, где, подобно античной драме и, как и в дидактической песне Брехта, действуют Герои и Хор.

Во многих из своих 30-ти пьес Хайнер Мюллер обращается к сюжетам мировой литературы. «Маузер» — радикальная вариация на тему романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», эпизод из Второй книги романа, описывающий службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. В пьесе слышны также и мотивы «Конармии» Исаака Бабеля.

«В пьесе раскрыта естественная динамика насилия, которая может проявиться в ходе какой бы то ни было революции, отдаляя ее от изначальных целей и делая их достижение, пусть даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В рамках такой перспективы революция как социальный феномен приобретает, помимо своих политических черт, и глубоко гуманистическую или, точнее, онтологическую сторону.

В последние годы по всему миру интерес к «Маузеру» возобновился, подтверждая тем самым актуальность его проблематики во время, когда гражданские войны и столкновения вернулись, а война, кажется, вновь становится средством решения конфликтов между мировыми державами.

Спектакль я посвящаю памяти моего учителя Хайнера Мюллера и артиста Янниса Кунеллиса, друга и соратника Хайнера Мюллера, а также и моего». Теодорос Терзопулос

В Александринском сцене «Маузер» составляет театральную дилогию со спектаклем «Мамаша Кураж и её дети», созданным Теодоросом Терзопулосом в 2017 году.