Описание
Органный концерт «Вокруг Баха»
Георг Муффат, Готлиб Муффат, И. Пахельбель, Г. Бём, А. Марчелло, И.С. Бах
Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)
В программе петербургской органистки Натальи Михайловой — шедевры немецких, австрийских и итальянских композиторов эпохи барокко, современников великого И.С. Баха.
Георг Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Токката № 12 си-бемоль мажор из этого цикла будет исполнена на концерте.
Готлиб Муффат — немецкий и австрийский композитор, органист, сын Георга Муффата. Учителем Готлиба Муффата был И.Й. Фукс, австрийский теоретик музыки и композитор. Его трактат «Gradus ad Parnassum» (лат. «Ступени к Парнасу», 1725), посвящённый теории и практике контрапункта, сохранял значение важного музыкально-теоретического пособия до XX века. С 1717 г. Муффат служил придворным органистом в Вене. Он считался одним из лучших исполнителей на клавишных инструментах своего времени. В наследии композитора преобладает музыка для органа и клавесина: это токкаты, каприччио, прелюдии, фуги, канцоны, партиты (всего свыше 300 сочинений). В ряде его композиций традиционно велика роль имитационной полифонии. В программе концерта — Месса in F в пяти частях Готлиба Муффата.
И. Пахельбель — немецкий композитор и органист, вклад которого в развитие протестантской церковной музыки очень значителен. Его органные сочинения (более 200) приобрели известность ещё при жизни композитора. В них прослеживается влияние итальянских и южнонемецких авторов. Им написаны шесть чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения — рельефностью графики. Будет исполнена самая известная Чакона — ре минор.
Современник И.С. Баха Г. Бём, творчество которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. В своём творчестве мастер следовал северонемецким традициям. Прозвучит хоральная обработка «Отче наш».
Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. В характере «Дорийской» Токкаты Баха преобладает мужественное начало. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра. Будет исполнено Адажио из Концерта для гобоя с оркестром итальянского композитора А. Марчелло. Бах сделал его транскрипцию для клавира соло. В завершение концерта прозвучит его знаменитая Токката и фуга ре минор.
Программа концерта:
- Георг Муффат (1653-1704). Toккaтa № 12 си-бемоль мажор из сборника «Apparatus musico-organisticus»
- Готлиб Муффат (1690-1770)
MISSA in F:
- Kyrie
- Sanctus
- Aria sub Elevatione
- Toccata post Elevationem
- Agnus Dei — Ricercar
- Иоганн Пахельбель (1653-1706). Чакона ре минор, Р 41
- Георг Бём (1661-1733). Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш»)
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Токката ре минор («Дорийская»), BWV 538/1
- Алессандро Марчелло (1669-1747) — Иоганн Себастьян Бах. Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799, BWV 974/2
- Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор, BWV 565