билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Расписание

Описание

В основе музыкально-литературной композиции, посвященной 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, — Шесть романсов, соч. 38, Этюды-картины, соч. 39 и воспоминания Мариэтты Шагинян — искусствоведа, поэтессы и прозаика, — которую связывала дружба с композитором.

На протяжении пяти лет, в период 1912–1917 годов, Рахманинов и Шагинян вели переписку и иногда встречались в России или Европе. Отъезд композитора с семьей за рубеж, последовавший после революционных событий, поставил точку в их общении, творческим результатом которого стало создание Шести романсов.

В одном из писем Рахманинов обращается к Шагинян, выбравшей в качестве псевдонима название ноты «ре», с просьбой — подсказать стихотворения, которые явились бы литературным первоисточником его романсов: «Милая моя Re, Вы на меня не рассердитесь, если я обращусь к Вам с просьбой? И если исполнение этой просьбы не доставит Вам большого труда, исполните ли Вы её? Сейчас скажу, как и чем Вы мне можете помочь... Мне нужны тексты к романсам. Не можете ли Вы на что-либо подходящее указать? Мне представляется, что „Re“ знает много в этой области, почти всё, а может быть, и всё».

Шагинян вспоминала: «С тех пор я неоднократно переписывала и подготавливала для него стихотворные тексты из русских поэтов. <…> Обычно я старалась “начитать” их для него графически: давала рисунок ритма стиха, рисунок интонационного движения стиха, раскрывала с помощью этих рисунков заложенную в самом стихотворении его собственную мелодию».

Шесть романсов, соч. 38 стали последним обращением Рахманинова к этому жанру: после отъезда из России камерно-вокальной музыки композитор больше не писал.

Созданные на стихи поэтов Серебряного века: Александра Блока (перевод стихотворения Аветика Исаакяна), Андрея Белого, Игоря Северянина, Валерия Брюсова, Федора Сологуба, Константина Бальмонта, — эти романсы представили новый этап развития стиля Рахманинова и изменение трактовки вокального жанра. Неслучайно свои новые сочинения композитор называл стихотворениями для голоса и фортепиано. Действительно именно партия фортепиано в данных романсах является подчас ведущей, включающей в себя основной интонационный комплекс, который отражает многогранную палитру эмоциональных состояний: возвышенную созерцательность, утонченный лиризм, драматическую экспрессию.

Также в концертной программе прозвучат Этюды-картины, соч. 39, включающие девять развернутых виртуозных фортепианных пьес. Этот цикл, завершенный в 1917 году, стал заключительным опусом, созданным на родине.

Исполнители:

  • Лауреат международных конкурсов Олег Вайнштейн (фортепиано)
  • Мастер художественного слова Анна Яковлева
  • Лауреат международных конкурсов Ирина Мкртичева (сопрано)

режиссер — Светлана Николаева