Описание

Оркестр, хор басов musicAeterna

Дирижер Теодор Курентзис

Дмитрий Шостакович (1906–1975)

Симфония № 13 си-бемоль минор, op. 113 на стихи Евгения Евтушенко (1962)

I. «Бабий Яр». Adagio

II. «Юмор». Allegretto

III. «В магазине». Adagio

IV. «Страхи». Largo

V. «Карьера. Allegretto

Оркестр и хор musicAeterna откроют концертный сезон 2023\2024 исполнением Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, за которой закрепилось название «Бабий яр» — по стихотворению Евгения Евтушенко, с которого и началась работа композитора над сочинением. Тринадцатую называют симфонией-проповедью: форма и содержание совершенно не типичны ни для симфонического жанра в целом, ни для симфонизма самого Шостаковича. Публицистическая, броская, полная бытовизмов поэзия молодого Евтушенко обличает и наставляет в прямолинейном духе, напоминающем о средневековых притчах, смешение высокого и низкого слога характерно для народного лубка. Музыка поднимает текст на новый уровень, полифонически дополняя и расширяя его содержание, придавая ему глубокое, даже сакральное измерение. В Тринадцатой симфонии находят сходство с духовным вокально-оркестровым жанром — ораторией: в кульминационных разделах хор играет ведущую роль, солист предстает и как объективный рассказчик, и как голос автора, и как лирический герой, вокальные партии декламационны, основная мелодическая нагрузка ложится на оркестр.

Замысел симфонии вызревал постепенно. Шостакович говорил: «Я написал сначала нечто вроде вокально-симфонической поэмы «Бабий Яр» на стихи Евгения Евтушенко. Потом у меня возникла мысль продолжить работу, воспользовавшись другими стихотворениями поэта. Никакой сюжетной связи между всеми этими стихотворениями нет. Но я объединил их музыкально. Я писал именно симфонию, а не ряд отдельных музыкальных картин».

Первая, самая драматичная часть симфонии «Бабий яр», состоит как раз из ярких разнохарактерных картин, объединенных рефреном-реквиемом по жертвам Второй мировой войны. Вторая часть — «Юмор» — представляет собой мозаику из саркастических мотивов в гротескной оркестровке, характерную для раннего Шостаковича. Классическая медленная часть симфонии написана на стихотворение, повествующее о тяжкой доле русской женщины, которую обвешивают и обсчитывают в советском магазине, в то время как музыка сохраняет лирико-созерцательный серьезный тон: эта часть была особенно любима композитором. Стихотворение «Страхи» было специально написано поэтом по просьбе Шостаковича: медленная, сумрачная четвертая часть цикла постепенно светлеет к финалу. Заключение симфонии на текст «Карьера» содержит все основные тематические комплексы симфонии от «Бабьего яра» до «Страхов», переплавляя их: юмор становится теплым, размышления — возвышенными, а скорбь — умудренной.

Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
bannermts
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете пользовательское соглашение
ОK