билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Сюжеты и образы славянской мифологии неоднократно находили отражение в российской музыкальной культуре. Программа, которая проходит в рамках фестиваля «Рахманинов и опера в Эрмитажном театре», приуроченного к 150-летию со дня рождения великого композитора, объединяет сочинения отечественных композиторов XIX – первой половины XX века.

В 1891 году Рахманинов, являясь студентом Московской консерватории, написал симфоническую поэму «Князь Ростислав», вдохновленный одноименной балладой Алексея Толстого. Поэт, в свою очередь, почерпнул сюжет о погибшем князе-воине и его фантастической жизни в окружении русалок на дне реки из древнерусского памятника литературы — «Слово о полку Игореве». Партитура, в которой чувствуется влияние некоторых сочинений сказочной тематики Глинки, Бородина и Римского-Корсакова, была дорога Рахманинову, однако впервые прозвучала лишь после кончины композитора.

Также в концерте представлены один из романсов Рахманинова в переложении для скрипки с оркестром и вторая часть из поэмы «Колокола» для солистов, хора и симфонического оркестра — выдающего творения мастера, — написанного на стихотворение Эдгара Аллана По в переводе Константина Бальмонта. Символика колокольного звона, столь важного в творчестве Рахманинова, обретает в поэме одухотворенное русское звучание. Четыре этапа жизненного пути человека проходят в сопровождении колоколов: от радостного звона бубенцов и счастливого свадебного звона до угрожающего набата и похоронного колокольного звучания.

Партитура «Ночь на Лысой горе» написана Мусоргским в 1867 году всего лишь за двенадцать дней. В письме к Римскому-Корсакову композитор сообщил подробную программу своего симфонического сочинения: «Иванова ночь на Лысой горе» — музыкальная картина со следующим содержанием: 1. «Сбор ведьм, их толки и сплетни». 2. «Поезд Сатаны». 3. «Поганая слава Сатане» и 4. «Шабаш».

Опера «Русалка», завершенная Даргомыжским в 1855 году, создана по одноименной неоконченной драме Александра Пушкина. Композитор, чрезвычайно трепетно относившийся к авторскому тексту, большую его часть оставил без изменений и сам дописал отсутствующий финал. В сюжете оперной партитуры, фрагменты которой прозвучат в программе, органично объединены острая социальная тема и довольно распространенная фантастическая фабула о превращении некогда любящей девушки в мстительную русалку.

Завершит музыкальный вечер симфоническая сюита «Ночь на горе Триглав» из оперы-балета «Млада». Первоначально написание необычного по жанру произведения, включающего развернутые танцевальные и вокальные сцены, на мифологический сюжет о жизни западных славян было распределено между четырьмя композиторами: Римским-Корсаковым, Мусоргским, Кюи и Бородиным. Однако позже основным автором стал Римский-Корсаков — великолепный мастер оркестровки, чей талант ярко проявился в создании сказочного колорита «Млады».