Органный концерт «Великий Иоганн Себастьян Бах»
Описание
14 июня, среда, 19:30
Органный концерт «Великий Иоганн Себастьян Бах»
Иоганн Себастьян Бах
Лилия Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
В программе петербургской органистки Лилии Кузнецовой собрана коллекция произведений великого И.С. Баха.
Фантазия соль минор была сочинена Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, описанной в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга.
Шесть Трио-сонат предназначались для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. На концерте прозвучит Соната № 2 до минор в трёх частях.
Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, написанное в яркой виртуозной манере.
В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». Между монументальными опусами будут исполнены два из них: «Я не оставлю Бога» и «Приди, язычников Спаситель». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо Баха.
Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Этот цикл по масштабу формы сопоставим с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)
BWV 659 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Трио-соната № 2 до минор, BWV 526:
Vivace — Largo — Allegro
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Хоральная обработка «Von Gott will ich nicht lassen» («Я не оставлю Бога»)
BWV 658 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538