Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)

Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)
Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)
Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)
Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)Органный концерт «Dass Vatter Unser» (Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер и др.)

Описание

Я.П. Свелинк, И.У. Штейгледер, И.Я. Фробергер,

А.ван ден Керкховен, И. Пахельбель

Лауреат международных конкурсов Андрей Коломийцев (орган, Санкт-Петербург)

В программе петербургского органиста Андрея Коломийцева – изысканные шедевры органной музыки от эпохи Возрождения до позднего барокко.

И.У. Штейгледер – немецкий композитор и органист первой трети XVII века. Вероятно, он был учителем И.Я. Фробергера. Из-за своей ранней смерти он не оказал большого влияния на развитие клавишной музыки в Европе, но оставил после себя два интересных сборника органных произведений. Первый из них – Ricercar tabulatura, опубликованный в Штутгарте в 1624 году. Он содержит 12 ричеркаров, в которых применяется широкий спектр композиционных техник и моделей. Tabulaturbuch («Книга табулатур») Штейгледера (Страсбург, 1627) включает в себя 40 вариаций на тему хорала М. Лютера «Отче наш на небесах». Органист может выбирать, какие вариации, сколько и в какой последовательности исполнять. Композитор использует различные виды полифонии, от простого двухголосия до двойного контрапункта. Здесь есть многосекционные фантазии и токкаты, каноны и др. В начале и конце концерта будут исполнены два сочинения из этого сборника.

И.Я. Фробергер был знаменит как непревзойдённый, искуснейший клавирист. Один из самых известных композиторов эпохи, он внёс большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. С начала XVIII века имя Фробергера стало синонимом контрапунктического мастерства. И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт учились на его произведениях. Прозвучит Токката на Возношение Святых Даров, предназначенная для исполнения в церкви.

В программе концерта – три сочинения знаменитого нидерландского композитора рубежа XVI-XVII веков Я.П. Свелинка. Виртуоз клавирной импровизации, он получил прозвище «амстердамского Орфея». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе и особенно велика была в Германии. Среди его учеников – основатели северонемецкой органной школы М. Преториус, С. Шейдт, Г. Шейдеманн. Творчество Свелинка – переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Новые музыкальные тенденции просматриваются в сочинениях, написанных для органа и клавесина. В инструментальной музыке Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии, вариаций, писал ричеркары, паваны, хоральные обработки.

А. ван ден Керкховен – фламандский органист и композитор XVII века. Он был придворным органистом и работал в Брюсселе в церкви св.Екатерины. Керкховен пользовался большим уважением у современников. На его творчество оказал значительное влияние фламандский клавирист времени раннего барокко Питер Корнет. Сохранился единственный сборник сочинений Керкховена для органа. Он содержит множество коротких и несколько более продолжительных пьес, которые свидетельствуют о его мастерстве владения контрапунктом.

В 1699 году И. Пахельбель опубликовал сборник «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), который считается шедевром. Он содержит шесть тем с вариациями в шести тональностях (отсюда метафорическое название «гексахорд»). Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. В программе концерта – Aria prima из этого сборника. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующие искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается характерной для его письма ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения – рельефностью графики. Будет исполнена Чакона in d, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И.С. Баха.

Программа концерта:

  • Иоганн Ульрих Штейгледер (1593-1635)
  • Фантазия из книги табулатур «Dass Vatter unser» (1627 г.)
  • Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667)
  • Токката VI da Sonarsi alla Leuatione (Токката на Возношение Святых Даров),
  • FbWV 106
  • Ян Питерсон Свелинк (1562-1621)
  • Фантазия в манере эхо in d
  • Pavana lachrimae
  • Хроматическая фантазия
  • Абрахам ван ден Керкховен (ок.1618-1701)
  • Фантазия in c, W. 131
  • Иоганн Пахельбель (1653-1706)
  • Aria prima из сборника «Hexachordum Apollinis»
  • Чакона in d
  • Иоганн Ульрих Штейгледер
  • Токката из книги табулатур «Dass Vatter unser» (1627 г.)
Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете пользовательское соглашение
ОK