Органный концерт «Браво, барокко!»
Описание
Органный концерт «Браво, барокко!»
И.К. Керль, Г.Муффат, И. Пахельбель, А. Марчелло, А.Вивальди, И.С. Бах
Лауреат международных конкурсов:
- Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)
В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой — яркие произведения композиторов эпохи барокко.
Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках -латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12органных токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica».Токката № 12 си-бемоль мажор и Пассакалия из этого цикла будут исполнены на концерте.
И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды жизни он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. В программе концерта — Пассакалия ре минор.
И. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а против сложения-рельефностью графики. Будет исполнена Чакона ре минор, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством. Её особенностью является 8-тактная остинатная(повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И.С. Баха.
Прозвучат два виртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые произведения герцога Саксен-Веймарского и А. Вивальди. Каждый из них имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Концерт ля минор столь популярен у слушателей органных концертов, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой ре минор. Между концертами будет исполнено Адажиоиз Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло, переложенное для органа Бахом.
Программа концерта:
Георг Муффат (1653-1704)
- Две пьесы из сборника «Apparatus musico-organisticus»:
- Toккaтa №12 си-бемоль мажор
- Пассакалия
Иоганн Каспар Керль (1627-1693)
- Пассакалия ре минор
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
- Чакона ре минор, P 41
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
- Концерт соль мажор
- (обработка концерта Иоганна Эрнста IVСаксен-Веймарского), BWV 592a:
- Tempo giusto -Grave - Presto
Алессандро Марчелло (1669-1747) - Иоганн Себастьян Бах
- Адажио из Концерта для гобоя с оркестромре минор, S. Z799
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах
- Концерт ля минор, BWV 593:
- Tempo giusto - Adagio - Allegro