билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Эта программа – в некотором роде взгляд на уходящее барокко и сменившую его эстетику «чувствительного стиля» и классицизма; место первого в ней ожидаемо занимает И. С. Бах.

Концерт BWV 593, представляющий собой органное переложение концерта Антонио Вивальди, и прелюдия и фуга BWV 543 относятся к наиболее часто исполняемым и узнаваемым произведениям своего времени. Всматриваясь в них в поисках объяснения этой популярности (при том, что оба они – одни из многих десятков, если не сотен, сочинений в своeм жанре), мы можем обнаружить, что им свойственна та безупречность формы, которая не предполагает дальнейшего продолжения в барочной парадигме, вместо этого «замыкая» свою многовековую ветвь развития. По сути, это именно тот Бах, к которому относится крылатая фраза Швейцера – «Бах есть завершение; от него ничего не исходит, всё идёт к нему».

В эпоху классицизма орган отходит на второй план. При всём желании мы не найдём в органной литературе этого времени всей той изобретательности и непосредственности, которой буквально полувеком раньше ей было не занимать. Обращение к органу в это время приобретает новые аспекты. Так, многие из наиболее известных органных пьес этого периода представляют собой музыку для «флейтовых часов» – механического музыкального инструмента с валиком, воспроизводившим заранее заданную последовательность звуков. Играя их на настоящем органе, исполнитель делает своеобразную адаптацию для живого инструмента – которая парадоксальным образом делает эту музыку гораздо более сложной, уплотняя её фактуру. С другой стороны, орган становится прибежищем традиции. То, что было «родным языком» для поколения Себастьяна Баха, теперь превращается в своего рода мeртвый язык, символическую «латынь», требующую досконального изучения как неисчерпаемый источник знаний. Сыновья Баха, их современники и ученики, обращаясь к полифонии – и в том числе к органным фугам, которых в эту светскую эпоху появляется не так мало, как можно было бы предположить, – видели в ней своего рода «дидактическую константу», основу композиторского профессионализма, без которой было бы невозможно создание масштабных духовных сочинений.

Исполнитель:

Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва)

В программе:

  • Марк-Антуан Шарпантье (1643-1704)

Гимн Te Deum

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Концерт ля минор, BWV 593 (обработка концерта ля минор Антонио Вивальди, RV 522)

Adagio

Allegro

Хоральная прелюдия O Lamm Gottes, unschuldig, BWV 656

Хоральная прелюдия In dulce jubilo, BWV 729

Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543

  • Карл Филипп Эмануэль Бах (1714-1788)

Соната для органа соло ре мажор, Wq 70/5

Allegro di molto

Adagio e mesto

Allegro

  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Adagio fur die Flotenuhr, WoO 33/1

  • Иоганн Кристиан Бах (1735-1782)

Фуга до минор

  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Фантазия фа минор, KV 608