билеты без наценки
Описание
Музыка Георга Муффата и его сына Готтлиба – живое воплощение красочного и пышного стиля, возникшего на перекрёстке европейских дорог во второй половине XVII века: южногерманская и австрийская музыка вмещала в себя множество веяний, связанных с разными национальными школами, и благодаря их сочетанию обретала неистощимое разнообразие. В противоположность Георгу Муффату, чьи сочинения нередко украшают собой органные программы, Готтлиба Муффата ныне вспоминают преимущественно как автора музыки для клавесина; тем более ценным опытом в этой связи является исполнение его органной мессы – одной из двух, созданных композитором наравне с многочисленными органными токкатами и версетами.
Иоганн Пахельбель и Георг Бeм – композиторы, чьи имена связываются с так называемым среднегерманским стилем, где французские и итальянские влияния были достаточно сильны, но воплощение их было уже не столь непринуждённым, как у южногерманских мастеров. Чакона ре минор – одна из шести органных чакон Пахельбеля – не что иное, как поиск «немецкой версии» типично южного жанра, попытка переложить его принципы на немецкую почву, поручив остинатную тему в басу органной педали и разграничив вариации таким образом, чтобы оставалась возможность смены мануалов и регистровых перекличек. Vater unser Бeма – столь же основательное погружение во французский стиль с его богатой орнаментикой, немецкий «слепок» с которого открыл новые пути развития хоральной обработки – заставляет вспомнить его знаменитые партиты, где мелодия лютеранского хорала разработана в сугубо французской манере.
Токката и фуга BWV 538 – одна из самых «итальянских» у Баха: постоянное чередование звучания главного и побочного мануалов в токкате построено по принципу итальянского концерта, а сосредоточенная и собранная фуга со «строгостильной» темой вызывает ассоциации с полифоническим письмом Фрескобальди и его современников. В продолжение соответствующей стилистики между частями этого сочинения прозвучит Adagio из концерта Марчелло в баховском переложении для органа; за счёт этого неординарного решения слушатель может сравнить два жанра, на первый взгляд совершенно разных – токката и фуга и трeхчастный концерт, – и обнаружить между ними скрытые «рифмы».
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
- Георг Муффат (1653-1704)
Toccata duodecima et ultima из сборника «Apparatus musico-organisticus»
- Готлиб Муффат (1690-1770)
Органная месса фа мажор
Kyrie
Sanctus
Aria sub Elevatione
Toccata post Elevationem
Agnus Dei (Ricercar)
- Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона ре минор
- Георг Бём (1661-1733)
Хоральная обработка «Vater unser im Himmelreich»
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974/2 (переложение Концерта для гобоя ре минор, S.Z799 Алессандро Марчелло)
Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2