Расписание
Описание
Монография, посвящeнная Иоганну Генриху Шмельцеру, претендует на неоспоримое преимущество в ряду «среднестатистических» инструментальных программ — не только в силу исключительно яркой индивидуальности этого мастера, но и в связи с его незаслуженно малой популярностью в наши дни. Между тем, значение этой фигуры для барочной музыки поистине огромно, а наследие композитора достаточно обширно – даже если иметь в виду лишь сохранившуюся его часть. Объeмное континуо и виртуозные сольные партии, дух первозданной импровизационности, остроумия и изобретательности, тонкий баланс серьeзного и шуточного — все эти черты близки подлинно барочному мироощущению, воплощeнному в причудливых музыкальных формах.
«Иллюстративность», наметившаяся ещё в эпоху Ренессанса, в середине XVII века расцветает пышным цветом: среди нескольких десятков инструментальных сочинений Шмельцера мы встречаем немало программных названий и попыток максимально возможной детализации образов. Так, в сюите «Pastorella» присутствует пять гавотов — венгерский, штирийский, английский, баварский и французский, а также часть, озаглавленная загадочным непереводимым словосочетанием.
В сонате sopra il cu-cu Шмельцер отдаeт дань весьма популярным в это время «птичьим» пьесам, в которые включён некий звукоподражательный элемент. Австрийская пышность напоминает нам о подобных сочинениях его соотечественников — одноимённом каприччио Керля и сюите Алессандро Польетти «Il Rossignolo». Знаменитая «Школа фехтования» — пример тому, насколько безгранична была фантазия Шмельцера, блестящего скрипача, составляющего единое целое со своим инструментом.
Исполнители:
- Ансамбль Владимира Шуляковского
- Фёдор Шуляковский (блокфлейта)
- Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
- Владимир Шуляковский мл. (барочная скрипка)
- Прасковья Шуляковская (барочная виолончель)
- Елена Чупахина (клавесин)
В программе:
Иоганн Генрих Шмельцер (ок. 1623–1680)
- Сюита Fechtschule
- Aria I
- Aria II
- Sarabande
- Courente
- Fechtschule
- Bader Aria
- Сюита Pastorella
- Intrada
- Pastorella
- Hotzer seu Amener
- Gavotta tedesca
- Gavotta styriaca
- Gavotta anglica
- Gavotta bavarica
- Gavotta gallica
- Соната Cu-cu («Подражание кукушке») in a для флейты и basso continuo
- Соната quarta из сборника Sonatae unarum fidium (1664 г.)
- Трио-сонаты