Концерт старинной музыки «Птичий концерт»

Описание

Одним из основных принципов барочной музыки было стремление к изобразительности. Риторический музыкальный язык, обладающий значительным ресурсом изобразительных возможностей, открывал путь к тому, чтобы создавать в музыке зримые картины, призванные восхищать слушателя своим сходством с действительностью. Тематика птичьего пения была благодатной почвой для такого письма; можно предположить, что композиторов привлекала своеобразная игра между узнаваемостью и внешней «осмысленностью» птичьих «высказываний» и их «нерукотворностью», на деле существующей вне какой-либо человеческой музыкальной логики.

В числе величайших «музыкальных рисовальщиков» был Жан-Филипп Рамо — большой мастер характеристических пьес, в которых сполна раскрылся его талант (в отличие от более абстрактных форм, располагающих к большему психологизму); именно они со временем стали наиболее популярной частью его клавирного наследия. К «птичьим» образам композитор обращался как минимум дважды — в пьесах «Курица» и «Перекличка птиц», последняя из которых прозвучит в сегодняшнем концерте.

Наиболее подходящим инструментом для воплощения птичьих трелей часто оказывалась скрипка или флейта. Концерт Вивальди Il gardellino («Щегол») — одно из самых известных «птичьих» сочинений мастера, но далеко не единственное: в концерте La Primavera, насыщенном изобразительными моментами, среди прочих присутствует ремарка Canto de gl’ Ucelli («Пение жаворонков»). Не менее живописен шестичастный концерт La Notte, в котором композитор обращается к фантастическим, «сновидческим» образам.

Кульминация звукописи — знаменитая Sonata Representativa Бибера для скрипки соло (1669), в которой с помощью разнообразных технических эффектов на грани возможностей инструмента изображается целый «зверинец». Для Бибера, обладавшего тонким чувством юмора (век спустя столь же талантливым в этом отношении окажется Йозеф Гайдн), эта соната была не первым обращением к такого рода письму — но определeнно наиболее выдающимся.

Исполнители:

Ансамбль старинной музыки Una Volta

  • Мария Изотова (блокфлейты),
  • Павел Фильченко (скрипка),
  • Антон Горностай (альт),
  • Александра Веткина (орган, клавесин)

В программе:

Георг Фридрих Гендель (1685–1759)

Концерт фа мажор «Кукушка и соловей» для органа с оркестром, HWV 295

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704)

Соната Representativa

Антонио Вивальди (1678–1741)

Концерт ре мажор «Il gardellino» для блокфлейты и оркестра , RV 428

Концерт ми мажор «La primavera» для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269

Концерт соль минор для блокфлейты и оркестра «La Notte», RV 439

Жан-Филипп Рамо (1683–1764)

Le rappel des oiseaux из сюиты ми минор, RCT2 (из сборника Pieces de clavecin avec une methode)

Якоб ван Эйк (1590–1657)

Фантазия для блокфлейты «Ангельский соловей»

Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
bannermts
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете пользовательское соглашение
ОK