Концерт старинной музыки «Птичий концерт»
Описание
Одним из основных принципов барочной музыки было стремление к изобразительности. Риторический музыкальный язык, обладающий значительным ресурсом изобразительных возможностей, открывал путь к тому, чтобы создавать в музыке зримые картины, призванные восхищать слушателя своим сходством с действительностью. Тематика птичьего пения была благодатной почвой для такого письма; можно предположить, что композиторов привлекала своеобразная игра между узнаваемостью и внешней «осмысленностью» птичьих «высказываний» и их «нерукотворностью», на деле существующей вне какой-либо человеческой музыкальной логики.
В числе величайших «музыкальных рисовальщиков» был Жан-Филипп Рамо — большой мастер характеристических пьес, в которых сполна раскрылся его талант (в отличие от более абстрактных форм, располагающих к большему психологизму); именно они со временем стали наиболее популярной частью его клавирного наследия. К «птичьим» образам композитор обращался как минимум дважды — в пьесах «Курица» и «Перекличка птиц», последняя из которых прозвучит в сегодняшнем концерте.
Наиболее подходящим инструментом для воплощения птичьих трелей часто оказывалась скрипка или флейта. Концерт Вивальди Il gardellino («Щегол») — одно из самых известных «птичьих» сочинений мастера, но далеко не единственное: в концерте La Primavera, насыщенном изобразительными моментами, среди прочих присутствует ремарка Canto de gl’ Ucelli («Пение жаворонков»). Не менее живописен шестичастный концерт La Notte, в котором композитор обращается к фантастическим, «сновидческим» образам.
Кульминация звукописи — знаменитая Sonata Representativa Бибера для скрипки соло (1669), в которой с помощью разнообразных технических эффектов на грани возможностей инструмента изображается целый «зверинец». Для Бибера, обладавшего тонким чувством юмора (век спустя столь же талантливым в этом отношении окажется Йозеф Гайдн), эта соната была не первым обращением к такого рода письму — но определeнно наиболее выдающимся.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки Una Volta
- Мария Изотова (блокфлейты),
- Павел Фильченко (скрипка),
- Антон Горностай (альт),
- Александра Веткина (орган, клавесин)
В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Концерт фа мажор «Кукушка и соловей» для органа с оркестром, HWV 295
Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704)
Соната Representativa
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт ре мажор «Il gardellino» для блокфлейты и оркестра , RV 428
Концерт ми мажор «La primavera» для скрипки, струнных и basso continuo, RV 269
Концерт соль минор для блокфлейты и оркестра «La Notte», RV 439
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Le rappel des oiseaux из сюиты ми минор, RCT2 (из сборника Pieces de clavecin avec une methode)
Якоб ван Эйк (1590–1657)
Фантазия для блокфлейты «Ангельский соловей»