билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Описание

Грань между жанром токкаты и прелюдии была крайне тонкой и подвижной. Мы не можем быть до конца уверены в мотивах, по которым Бах обозначал первую часть своих малых циклов тем или иным образом – и порою не можем даже приблизительно их предположить. Если исключить случайность такого выбора, можно отметить, что в этой программе мы видим «эволюцию» токкаты, спектр различных трактовок этого жанра, запечатлeнных Бахом. Самыми близкими к современным коннотациям токкаты можно считать BWV 539 и BWV 540: в обеих присутствует перманентное движение равными длительностями, связывающее форму, при этом принцип его развeртывания отталкивается от имитационной полифонии (по большому счeту, так могли бы начинаться инвенции). Самыми «барочными» по духу и форме – BWV 564 и BWV 566: по сравнению с предыдущими двумя они более дискретны – как с точки зрения формы, так и фактуры, – и в этом более близки «оригинальному» представлению о токкате, восходящему ко временам Фрескобальди и его знаменитому принципу, согласно которому инструментальная музыка такого рода уподоблялась мадригалу, априори включающему несколько разных типов движения, фактуры и ритма.

BWV 566, по сути, представляет собой вовсе не малый цикл из свободной формы и противопоставленной ей фуги, а собственно свободную форму образца более раннего времени, включающую в себя несколько фугированных разделов. Более всего такая форма ассоциируется с Букстехуде: импровизация открывает вступительный раздел и связывает две фуги – четырёхдольную в более прозрачной регистровке и трeхдольную – в более плотной и торжественной. Подобную идею мы встречаем в некоторых клавирных токкатах Баха (BWV 910, BWV 913); на момент создания этих сочинений она была одним из самых вездесущих и очевидных принципов композиции такого жанра.

Что же касается BWV 565, как ни парадоксально, её в наименьшей степени можно назвать токкатой с точки зрения исторического значения этого термина как музыки для клавишных инструментов: скрипичная фактура и очевидное «пренебрежение» всеми сложившимися к началу XVIII века достижениями органного письма говорят о том, что, по всей видимости, в оригинале эта музыка создавалась вовсе не для органа.

Исполнитель:

Дмитрий Ушаков (орган, г. Томск)

В программе:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Токката и фуга фа мажор, BWV 540

Токката и фуга ми мажор, BWV 566

Токката и фуга ре минор «дорийская», BWV 539

Токката и фуга до мажор, BWV 564

Токката и фуга ре минор, BWV 565