Описание
Эта неординарная, полная притягательных контрастов программа включает в себя достаточно редко звучащую музыку — в числе композиторов, чьи сочинения будут исполнены, датский романтик Нильс Гаде, его соотечественник и младший современник Карл Нильсен, русский композитор и органист Владимир Одоевский, знакомый широкой аудитории преимущественно по его литературному творчеству.
Даже баховская часть программы здесь — решительный шаг в сторону от привычного репертуара. Органное переложение хора из BWV 126 (обнаруживающее, по сути, достаточно «модерновый» взгляд на Баха) идёт рука об руку с хоралом BWV 686, изначально предназначенным для органа и раскрывающим его возможности так, как видел их сам Бах. Тот, в свою очередь, соседствует с «Искусством фуги» — сочинением, наиболее архаичным в своей гиперинтеллектуальности, предельно абстрактным с точки зрения выбора инструмента, имплицитно рассматривающим исполнение как «побочный продукт» существования записанной музыки (по контрасту, опять-таки, с гораздо более «утилитарными» с литургической точки зрения кантатой и хоралом).
«Четыре темперамента» Нильсена, в оригинале созданные для симфонического оркестра, перекликаются как с эмоционально яркими образами романтических характерных пьес, так и с барочными конвенциями. Теория аффектов, связанная с разработкой наиболее рельефных выразительных средств для передачи эмоций, была одной из важных идей своего времени. Своеобразный апофеоз этой идеи — попытка отразить в музыке четыре темперамента, — как считают исследователи, проявился в четырeхчастной клавирной сюите, каждая из частей которой предполагалась как контрастная остальным трём.
Исполнители:
- Алла Морозова (орган),
- Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Хор из кантаты Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort, BWV 126 (транскрипция для органа в 4 руки)
- Хоральная фантазия Aus tiefer Not schrei’ ich zu Dir, BWV 686
- Contrapunctus IV из цикла «Искусство фуги», BWV 1080
- Владимир Одоевский (1804–1869)
- Сарабанда ля-бемоль мажор в 4 руки
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
- Соната ля мажор, op. 65 №3
- Con moto maestoso
- Andante tranquillo
Нильс Гаде (1817–1890)
- Allegro ля минор из цикла «Три пьесы для органа», op. 22 №3
Карл Нильсен (1865–1931)
- Allegro comodo e flemmatico из Симфонии №2 «Четыре темперамента», ор. 16
Гастон Литез (1909–1991)
- Scherzo из цикла «12 пьес для большого органа»
- Finale из Sonate a deux для органа в 4 руки