Расписание
Описание
«Бах — завершение; от него ничего не исходит, всё идёт к нему», — эта мысль Альберта Швейцера из его знаменитой монографии требует не столько с ходу согласиться с ней, сколько, прежде всего, прийти к тому же выводу собственным путём. Современный человек порой мифологизирует фигуру Баха, воспринимая её как некую безначальную данность, «ниспосланную с неба» в виде безупречного гения. Однако все без исключения проявления этой гениальности имели под собой серьёзные исторические обоснования; каждое из них открывает нам дорогу «назад в прошлое», к изучению первоисточника.
Соната BWV 530, как и остальные пять органных трио-сонат, в сущности, представляет собой органную «адаптацию» основополагающегоинструментального жанра эпохи барокко. Вариативность инструментов, присущая этому жанру, позволила заменить каждый из них на соответствующее сочетание органных регистров; цель органиста здесь — воссоздать живость их взаимодействия, вообразить три самостоятельные партии как будто в руках трeх инструменталистов, чутко слушающих друг друга.
BWV 564 вмещает в себя сразу несколько моделей формообразования: трeхчастную структуру цикла (быстрого с контрастной медленной серединой) можно трактовать как вольную фантазию на тему итальянского концерта — достаточно сравнить это сочинение с «оригинальным» образцом упомянутого жанра (BWV 596), чтобы заметить их взаимосвязь. С другой стороны, изобилие педальных соло в токкате и фуге явно отсылает нас к северонемецкой музыке Букстехуде и Любека: тот беспрецедентный уровень виртуозного владения педалью, который мы встречаем в BWV 564, возник из пышных и зачастую весьма протяжeнных (хотя и более простых по структуре) сольных фрагментов в их свободных сочинениях.
Исполнитель:
- Андрей Шейко (орган, г. Москва)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Токката и фуга фа мажор, BWV 540
- Концерт ре минор, BWV 596 (по А. Вивальди)
- I. [Allegro] – Grave – Fuga
- II. Largo e spiccato
- III. [Allegro]
- Две хоральные прелюдии из «18 лейпцигских хоралов»:
- Allein Gott in der Hoh sei Ehr, BWV 663
- Allein Gott in der Hoh sei Ehr, BWV 664
- Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
- Соната соль мажор, BWV 530
- Vivace
- Lento
- Allegro
- Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564