билеты без наценки
Описание
Музыкальные династии в эпоху барокко были весьма распространeнным явлением. В отличие от хорошо знакомой современному слушателю романтической концепции таланта как чего-то «даруемого свыше», без учeта жизненных обстоятельств его объекта, в эпоху барокко искусство мыслилось как высокое «ремесло», овладевая которым, человек достигал высот в своей профессии – немаловажную роль здесь играла среда, из которой юный музыкант черпал знания и опыт. В этой связи музыкальная одарeнность сыновей И. С. Баха – не столько исключение из правила (в истории музыки действительно не так много композиторов-детей, конгениальных композиторам-родителям), сколько, в известной степени, правило, возведённое в абсолют. Известно, что Бах лично занимался музыкальным образованием своих детей: пример тому – «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха», открывающая нам ценные сведения о Бахе-педагоге (именно в ней содержатся редкие в баховском наследии указания авторской аппликатуры, а также таблица украшений, заимствованная у д'Англебера).
Иоганн Кристоф Фридрих Бах и Вильгельм Фридеман Бах, чья музыка прозвучит в концерте наравне с музыкой Себастьяна Баха, были представителями того поколения, на долю которого выпало провожать барокко и встречать новый, «чувствительный» стиль, из которого впоследствии родились многие черты классицизма. В это время начинается бурный расцвет инструментальной ансамблевой музыки, задействующей те составы и жанры, которые полвека спустя попадут в категорию «камерных» – по контрасту с классической симфонией. С другой стороны, в поисках новых форм и способов выражения новых идей композиторы уверенно опирались на барочное наследие, которое, по сути, было для них «родным языком». В творчестве каждого из них мы обнаруживаем собственную, уникальную пропорцию барочных и постбарочных принципов.
Иоганн Себастьян Бах оставил сравнительно немного инструментальных сонат, но каждая из них отличается тем совершенством формы и содержания, которое с первых же тактов обнаруживает его почерк. Таковы сонаты BWV 1016 и BWV 1032, предназначенные соответственно для скрипки и флейты с облигатным клавесином; то же можно сказать и о «Бранденбургских концертах», открывших новую эпоху инструментального письма – в сегодняшнем концерте прозвучит медленная часть самого масштабного из них, BWV 1050.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия»
Павел Андреев (флейта траверсо)
Юлия Лурье (барочная скрипка)
Михаил Блехер (клавесин)
Вера Чеканова (сопрано)
В программе:
- Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732-1795)
Andante из сонаты до мажор, W. VII/5 B. 35
- Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784)
Трио-соната ре мажор
Allegro ma non troppo
Largo
Vivace
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Gelobet sei der Herr, mein Gott, mein Trost… Ария для сопрано из кантаты Gelobet sei der Herr, mein Gott, BWV 129
Соната для скрипки и клавесина ми мажор, BWV 1016
Adagio
Allegro
Adagio ma non troppo
Allegro
Соната для флейты и клавесина ля мажор, BWV 1032
Vivace
Largo e dolce
Allegro
Andante affettuoso из Бранденбургского концерта №5 ре мажор, BWV 1050