Концерт «Бах и его современники»

Концерт «Бах и его современники»Концерт «Бах и его современники»
Концерт «Бах и его современники»Концерт «Бах и его современники»
Концерт «Бах и его современники»Концерт «Бах и его современники»
Концерт «Бах и его современники»Концерт «Бах и его современники»

Описание

Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Г. Бём, И.С. Бах

Александра Веткина (орган, Санкт-Петербург)

Концерт петербургской органистки Александры Веткиной откроет Токката ре минор Д. Букстехуде. Композитор был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции – Прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Пассакалия Букстехуде – единственное сочинение композитора в этом жанре. Это вариации, проводящиеся на остинатную тему в басу. Интересно особенное значение числа «7», применимое к опусу: тема из 7 нот проводится по 7 раз в каждом из 4 разделов («7» – символ духовного совершенства). Среди многочисленных комментариев по поводу символики чисел в этой пьесе можно отметить трактовку известного музыканта и органиста Х. Фогеля. По его мнению, в строении пьесы запечатлеваются 4 фазы луны (растущей и убывающей).

В 1699 году И. Пахельбель опубликовал сборник «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), который считается шедевром. Он содержит 6 тем с вариациями в шести тональностях (отсюда метафорическое название «гексахорд»). Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. Последняя часть носит подзаголовок «Aria Sebaldina» (подразумевается церковь св.Себальда, где Пахельбель работал в то время).

Современник Баха Г. Бём, творчество которого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классиком жанра хоральной партиты, предназначенного для домашнего музицирования. Это произведение, состоящее из нескольких вариаций на мелодию хорала. В программе концерта Партита Бёма и две Хоральные партиты Баха, а также его хоральная обработка «Из глубокой нужды я взываю к Тебе». Хоральная партита «Христос, Ты – светлый день» написана Бахом в раннем возрасте (около 1700 года в Люнебурге). В ней 7 вариаций на 7 куплетов хорального текста. Опираясь на опыт Г. Бёма, И.Г. Вальтера, И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, Я.П. Свелинка, Бах поднял уровень хоральной партиты на новую высоту, а партиту «Sei gegru?et Jesu gutig» («Будь прославлен, Иисус милосердный») многие исследователи считают кульминацией жанра.

Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый из них был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В заключение концерта – «Дорийская» Токката и фуга Баха. В её характере преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимо с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра.

Программа концерта:

  • Дитрих Букстехуде (1637-1707)
  • Токката ре минор, BuxWV 155
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  • Хоральная партита «О Gott, Du frommer Gott» («О Боже, благочестивый Боже»),
  • BWV 767
  • Дитрих Букстехуде
  • Пассакалия ре минор, BuxWV 161
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Хоральная партита «Christ, der Du bist der helle Tag» («Христос, Ты - светлый день»),
  • BWV 766
  • Хоральная обработка «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («Из глубокой нужды я взываю к Тебе»), BWV 687
  • Георг Бём (1661-1733)
  • Хоральная партита «Ach wie nichtig, ach wie fluchtig»
  • («Ах, как мимолётна, ах, как ничтожна человеческая жизнь!»)
  • Иоганн Пахельбель (1653-1706)
  • Aria Sebaldina из сборника «Гексахорд Апполона»
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538
Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете пользовательское соглашение
ОK