билеты без наценки

Без комиссии, по цене организатора

Расписание

Описание

Четыре хоральные партиты И. С. Баха, созданные композитором в начале пути, — историческая вершина развития этого специфического немецкого органного жанра и одна из первых крупных вех баховского творчества.

Хоральная партита представляет собой ряд вариаций, как правило, количественно совпадающих с числом хоральных строф и объединeнных схожей структурой и драматургией (канциональное проведение в начале и следующий за ним bicinium, частое присутствие диалогических фактур, достигающее апофеоза в финальной вариации). Опираясь на эти принципы, Бах создаёт четыре неординарных, индивидуальных по своему почерку сочинения, в которых ощущается типичная для раннего творчества композитора непосредственность мысли и атмосфера творческого поиска.

Цикл из четырёх партит — как, впрочем, и любую другую баховскую монографию — можно назвать своего рода «риторической энциклопедией»: каждую из вариаций Бах строит на узнаваемом мотиве или ритмической фигуре, создавая определeнный жанровый контур. Обрамление лютеранского хорала здесь отличается исключительным разнообразием и богатством: в партитах мы встречаем французские аллеманды и куранты, «лютневые» переборы разложенных аккордов в манере brise, богато орнаментированные бициниумы, «раннеитальянскую» хроматику и антифонные переклички в финалах, восходящие к северогерманским эхо-фактурам.

Наиболее совершенной из баховских партит считается BWV 767 с присущим ей наибольшим мастерством письма, а также примечательным масштабом и продолжительностью. Это единственная партита, предполагающая облигатное использование органной педали; индивидуализация каждого следующего проведения здесь достигает абсолюта, а стилистический диапазон обретает небывалую широту.

Исполнитель:

  • Андрей Коломийцев (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Четыре хоральные партиты:

  • Christ, der du bist der helle Tag, BWV 766
  • O Gott, du frommer Gott, BWV 767
  • Ach, was soll ich Sunder machen, BWV 770
  • Sei gegru?et, Jesu gutig, BWV 768

Программа на 21 апреля:

Смысловым центром этой программы являются семь из восемнадцати «Лейпцигских» хоралов — сборника, созданного Бахом в последнее десятилетие его жизни и подводящего некоторый итог его творчества в этой сфере. Хоральные прелюдии из этого цикла, наравне с Clavierubung III, относятся к числу наиболее развeрнутых и сложных — тех, что стали для композитора своего рода подтверждением его высокого мастерства — и продолжают оставаться подобным подтверждением для исполнителя. Здесь Бах обращается к самым разным формам, стилям и техникам письма. Два наиболее известных хорала из этого сборника, включeнные в программу концерта, — Schmucke dich, o liebe Seele BWV 654 и Nun komm der Heiden Heiland BWV 659, — иллюстрируют один из любимейших Бахом типов обработки хоральной мелодии: в них cantus firmus поручен пышно орнаментированному верхнему голосу, который либо мягко выступает на фоне комментирующего пласта (BWV 654), либо же выделяется более рельефно, создавая более яркий фактурный контраст (BWV 659).

Свободные сочинения, обрамляющие хоральную монографию, раскрывают перед нами разные грани творчества композитора, проявившиеся в разные периоды его творчества. Так, прелюдия и фуга BWV 549 — одно из ранних органных сочинений Баха — своеобразный «срез» музыкального мышления молодого композитора, позволяющий увидеть как «опорные точки», на которые он в тот момент ориентировался, так и направление развития, которое спустя несколько десятилетий приведeт его к гораздо более масштабным и сложным по внутренней структуре формам.

Исполнитель:

  • Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Фантазия до мажор, BWV 570
  • Прелюдия и фуга до минор, BWV 549
  • Фантазия до минор, BWV 562
  • Хоральные прелюдии (из цикла «18 лейпцигских хоралов»):
  • Schmucke dich, o liebe Seele, BWV 654
  • Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659
  • Komm', Gott, Schopfer, heiliger Geist, BWV 667
  • Jesus Christus, unser Heiland, BWV 665,666
  • Allein Gott in der Hoh sei Ehr, BWV 662
  • O Lamm Gottes unschuldig, BWV 656
  • Прелюдия и фуга ля минор BWV 543