Расписание

Описание

17 сентября

Образ «лейпцигского кантора», первым делом возникающий при упоминании имени Баха в уме простого обывателя, на деле является лишь одной из множества граней гениальности великого композитора. Вся та философская взвешенность и интеллектуальная строгость, которая традиционно воспринимается как «визитная карточка» Баха, появилась в его творчестве ближе ко второй половине жизни. Сегодняшний концерт включает в себя органные сочинения, созданные Бахом преимущественно в молодости — задолго до «изобретения» его сложнейшей, порою интонационно перенасыщенной, мелодики. Вместо неё мы видим чистую импровизационность и, если так можно выразиться, экстремальную непосредственность изложения музыкальной мысли. Неизъяснимое ощущение первозданности, чего-то единожды пережитого и не имеющего возможности повторения, захватывает и пространные педальные соло, пронизывающие прелюдию и фугу BWV 549, и кружащиеся эллиптические фигуры в прелюдии BWV 535, и спонтанные разнонаправленные росчерки в токкате BWV 565.

Органные произведения Баха, созданные в первые годы его творческого пути, во многом опираются на достижения его непосредственных предшественников — Букстехуде, Брунса, Бeма; в то же время письмо молодого Баха отличается индивидуальностью, не позволяющей спутать его ни с кем из современников. Хоральная партита — один из жанров, к которым Бах обращался преимущественно в ранний период творчества, ориентируясь на Бeма, оставившего блестящие образцы хоральных вариаций. Вслед за Бeмом Бах почти во всех своих партитах движется по тонкой черте между органом и клавесином: на это намекают как характерные элементы фактуры, так и некоторые обороты и ритмы, апеллирующие к французскому стилю сюитных частей.

Исполнитель:

  • Андрей Коломийцев (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Прелюдия и фуга соль минор, BWV 535
  • Хоральные обработки
  • Прелюдия до минор, BWV 999
  • Прелюдия и фуга до минор, BWV 549
  • Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
  • Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767
  • Токката и фуга ре минор, BWV 565

15 октября

Подборка баховских пьес в этой программе охватывает преимущественно два жанровых направления, равноценно важных для Баха: это хоральная обработка и свободные органные сочинения по типу прелюдии и фуги.

В отличие от двух хоралов из «Органной книжечки», написанных собственной рукой Баха — что легко распознать даже на слух, не видя рукописи, — BWV 745 имеет неоднозначное авторство: длительное время его создателем считался Иоганн Себастьян Бах, однако сейчас исследователи склоняются к мнению, что этот хорал принадлежит Карлу Филиппу Эммануилу Баху. В пользу последнего предположения говорят едва заметные черты «позднего стиля», рассеянность формы и рокайльные завитки мелодии, далeкие от монументальности Баха-старшего.

Прелюдия и фуга си минор BWV 544 — типичный цикл для «лейпцигского» Баха и одна из весьма немногих прелюдий и фуг, дошедших до наших дней в автографе; каждое «слово» и каждая «буква» этого сочинения были созданы с полной ответственностью. В основе его драматургии — контраст патетической прелюдии, наполненной острыми восклицательными синкопами, и сдержанной, методично разворачивающейся фуги, своим безусловным главенством полифонии над аффектом напоминающей поздние сочинения Баха — Музыкальное приношение и Искусство фуги.

Иначе построена фантазия и фуга до минор BWV 537. Эмоциональный накал этого цикла подчeркнут секстовым ходом, означавшим в эпоху барокко гораздо более сильный аффект, нежели в последующие эпохи, где этот интервал ассоциировался с большим лиризмом. В основе обеих частей лежит общая интонация — более смягчeнная в фантазии, более решительная и волевая в фуге; разное освещение лишь подчeркивает эту общность.

Исполнитель:

  • Галина Ельшаева (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

  • Фантазия соль мажор (Piece d'orgue), BWV 572
  • Хоральная прелюдия Aus der Tiefe rufe ich, BWV 745
  • Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
  • Две хоральные прелюдии:
  • Christ lag in Todesbanden, BWV 625
  • O Mensch, bewein' dein' Sunde gross, BWV 622
  • Фантазия и фуга до минорBWV 537
  • Siciliano из Сонаты для флейты и клавира ми-бемоль мажор, BWV 1031 (транскрипция для органа)
  • Токката и фуга ре минор, BWV 565
Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
bannermts
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете пользовательское соглашение
ОK